Надо полагать, что Минфин намерен через увеличение НДС после 2018 года решать скорее не проблему низкой конкурентоспособности экономики, а проблему высокого уровня прямых налогов – в первую очередь речь идет о социальных сборах, уплачиваемых в РФ работодателем. Но это, по мнению аналитиков, может быть чревато негативными последствиями. Ведь затея Минфина напрямую связана с устройством госфинансов. Снижение ставок прямых налогов (а в данном случае речь идет о едином социальном налоге) создаст проблемы Пенсионному фонду. Ему потребуется дополнительный федеральный трансферт.
Более того, реализация идеи Минфина потребует перестройки всей системы социального обеспечения и ухода от страховых принципов работы пенсионной системы, системы соцстраха и здравоохранения. А это противоречит задачам правительства. Напомним, что одним из последних решений в этой сфере было не снижение, а повышение тарифов Фонда ОМС после уже совершившегося увеличения акцизов на табак и спиртное, которые принято считать косвенными налогами.
Что же касается НДС, то особенности его исчисления в России делают этот налог скорее налогом на конечное потребление, чем на добавленную стоимость. Ведь отчисления пойдут с покупок россиян. И собирать ЕДС в таком виде налоговой службе будет легко. Аналитики опасаются, что ответом на «фискальную девальвацию», предложенную Минфином может стать рост теневого сектора в ВВП. В любом случае крайним окажется рядовые россияне. С помощью сборов из небогатых, по сути, людей стараются выжать лишнюю копейку не мытьем, так катанием.
Еще больше денег принесет в казну налог на недвижимость. Налоговики уже разослали новые платежки за 2015 год, где этот налог начислен, исходя из кадастровой оценки стоимости жилья. Для некоторых владельцев недвижимости платежи выросли в 5–10 раз.
Фантазии и смекалке властей всех уровней можно только позавидовать: за прошлый год приняты несколько новых сборов и платежей для граждан. Среди них, например, курортный сбор, дифференцированная оплата электроэнергии и абонентская плата за пользование электросетями. Все бы ничего, но доходы и сбережения россиян и без того истощились из-за роста цен.
В самих налогах и штрафах ничего плохого нет. На Западе бюджет тоже наполняют с помощью налогов. И их ставки подчас выше, чем в России. В США, например, народ платит государству по 96 позициям (одних только сборов за разного рода связь — шесть). Прогрессивная шкала налогообложения во Франции заставляет богатых платить с дохода огромные суммы. Зато обычные среднестатистические французы тратят на подоходный налог и страховые выплаты гораздо меньше россиян благодаря так называемым «социальным вычетам» – это когда траты на образование, медобслуживание и т.п. вычитаются из налогом облагаемого дохода. У нас подобные вычеты тоже есть, но суммы их куда меньше. А получение их обставлено такой бюрократический процедурой, что многие от них просто отказываются.
Сохранив ставки основных налогов, государство тихой сапой залезает в карманы с помощью дополнительных платежей, забывая о том, что во многих регионах люди физически не готовы нести все возрастающее бремя расходов. Власть никак не поймет, что это только накаляет и без того непростую ситуацию, связанную с кризисом. Пора начать выправлять ошибки, создавать условия для развития экономики на местах, а не опустошать в карманы граждан очередными поборами.