Цены на бензин заморозят. Сколько будет стоить топливо в январе-марте 2019 года

3818
4 минуты
Цены на бензин заморозят. Сколько будет стоить топливо в январе-марте 2019 года

Правительство РФ договорилось с нефтяниками об ограничении роста цен на бензин и дизель в январе-марте 2019 года. Максимально допустимый рост стоимости литра топлива на АЗС в январе следующего года составит 1,7 процента.

Но уже до конца этого года цены на бензин и дизель на заправках крупных компаний в России будут заморожены, а в январе следующего года с учетом роста базовой ставки НДС с 18 до 20 процентов топливо может подорожать максимум на 1,7 процента. Больше поднять цены нефтяникам не позволит соглашение с правительством, которое они фактически начали выполнять с ноября этого года.


Об этом говорится в протоколе совещания, которое провел вице-премьер Дмитрий Козак с Минэнерго, Федеральной антимонопольной службой (ФАС) и нефтекомпаниями. Там также уточняется, что с 1 февраля по 31 марта следующего года рост розничных цен тоже будет ограничен, но уже на уровень среднегодовой инфляции. За основу возьмут прогноз Минэкономразвития.

Вице-премьер заявил, что речь идет о росте на 4-4,6 процента по итогам года, то есть за вычетом января ценам позволят увеличиваться равномерно не более чем на четверть процента каждый месяц.

Кстати, несмотря на то, что соглашение между правительством и нефтяниками действует до конца марта, его могут и продлить.

Как говорится в протоколе, следить за соблюдением условий соглашения власти будут ежедневно, Если вдруг кто-то из нефтяников их нарушит (поднимет мелкооптовые цены, снизит отгрузку на внутренний рынок и прочее), в течение трех дней Минэнерго и ФАС должны подготовить меры реагирования.

В качестве одной из таких мер предполагается введение заградительной пошлины на экспорт нефтепродуктов.

Для сдерживания цен ФАС и Федеральной налоговой службе (ФНС) поручено учитывать особенности текущего порядка ценообразования и ситуацию на рынке в целом, то есть если нарушать условия никто не будет, то компаниям сохранят право избежать доначисления налога на прибыль и быть привлеченными к ответственности в рамках антимонопольного контроля.

В свою очередь десять компаний, они же - крупнейшие участники рынка. Это "Газпром", "Газпром нефть", "Татнефть", ЛУКОЙЛ, "Роснефть", ТАИФ-НК, "Сургутнефтегаз", а также "РуссНефть", "Новый поток" и "Нефтегазхолдинг" приняли конкретные обязательства по сдерживанию цен.

Будут проверять на предмет роста цен не только эти компании, но и не зависимые от сети заправок. С этой целью ФАС и ФНС будут устраивать внеплановые проверки, "обратив особое внимание" на тех, кто превысил индикативные цены более чем на 4 процента (для каждого региона определена цена топлива в рублях за тонну, обеспечивающая минимальную маржинальность независимых операторов).

Предполагается, что компании-перекупщики топлива уйдут с торговой площадки биржи СПбМТСБ, но только до 31 марта следующего года, "для исключения спекулятивных сделок". Предложения, как это сделать, представят в правительство ФАС, Банк России и сама биржа.

В то же время приобрести там бензин и дизель смогут только заправочные сети и конечные потребители топлива (промышленность, сельское хозяйство).

До сих пор не решен вопрос: нужно ли вводить гибкий акциз, норматив поставок нефти на заводы и лицензии на экспорт нефтепродуктов.

Следить за исполнением условий соглашения будут ежедневно. Если какая-либо компания их нарушит, в течение трех дней наказание последует для всех.

На сегодня, заметим, что средние оптовые цены на бензин АИ-92 и АИ-95 в Центральной части России уже на 6-8 процентов ниже уровня, согласованного с правительством, тогда как цены на дизельное топливо близки к согласованному уровню.

Аналитики рассматривают новую договоренность между правительством и производителями как отход от рыночного ценообразования, однако Дмитрий Козак подчеркивал, что это не госрегулирование, так как его ввести в российском топливном сегменте фактически невозможно.

В данном случае сетовать на "нерыночность" такой меры, как заморозка цен на сетевых заправках, не приходится. Ведь иного способа остановить болезненный процесс "бензиновой инфляции, превратившейся в социальный вызов", скорее всего, уже не оставалось. К такому выводу, кстати, пришел и коллектив экспертов Института Гайдара, РАНХиГС и минэкономразвития в последнем бюллетене "Мониторинг экономической ситуации в России".

В тоже время, понятно, что распутать "клубок проблем", состоящий из налогового маневра, интересов и зависимостей АЗС и заводов между собой, а также непредсказуемых цен на нефть, невозможно за счет одного только регулирования рынка.

Авторы мониторинга полагают, что «иллюзорными выглядят и попытки найти выход исключительно в либерализации этого сегмента российской экономики с его более чем своеобразными структурой и администрированием. Не говоря уже о том, что в случае падения мировых цен на нефть привлекательность экспорта и, соответственно, угроза оголения внутреннего рынка резко снижаются».

Эксперты полагают, что принятые решения принесут как минимум краткосрочную стабильность на розничном рынке, где потребителям не стоит опасаться скачков цен. Однако именно с апреля, когда, возможно, истечет срок действия соглашения, рынок войдет в фазу оживления: начнет расти спрос и стартуют ремонты на заводах.

Материалы по теме "Энергетика, экономика"

Рекомендуем

Загрузка...