В чем причины низкой успеваемости первокурсников в 2010 году?


26 Марта 2010
Просмотров: 1022

На вопросы о причинах неуспеваемости студентов-первокурсников в 2010 году, ответил Максим Кронгауз , директор Института лингвистики РГГУ, завкафедрой русского языка, профессор, доктор филологических наук

На вопросы о причинах неуспеваемости студентов-первокурсников в 2010 году, ответил Максим Кронгауз , директор Института лингвистики РГГУ, завкафедрой русского языка, профессор, доктор филологических наук. Каковы причины безграмотности нынешних учащихся ВУЗов. Поможет ли перевод России на систему ЕГЭ выйти из создавшейся ситуации? Поднимется ли в ближайшее время образованность наших студентов? Интервью с Максимом Кронгаузом. - Набор в вузы в этом году впервые проходил по результатам ЕГЭ. Во многих вузах недовольны результатами и набора, и первой сессии. Какая обстановка у Вас? - Результаты первой сессии - очень плохие. Среди неприятно удививших меня вещей могу назвать полное несовпадение фоновых знаний студентов и преподавателей, когда ты рассчитываешь, что студент знает, как кажется, элементарные факты, а оказывается, нет. Так, при сдаче «Введения в специальность» неизбежно затрагиваются некоторые вопросы географии, и для меня было большой неожиданностью, когда подряд трое из сдававших высказали мнение, что Польша входила в состав Советского Союза и именно поэтому польский язык был распространен в СССР. Я считал, что молодые люди еще помнят, какие страны из ближнего зарубежья были в составе Советского Союза, а какие «числились» в социалистическом лагере. Выяснилось же, что память об этом практически стерта. Это, конечно, не означает, что студенты не знают чего-то другого, пустота всегда чем-то заполняется, но это значит, что мы не совпадаем с ними по базовым знаниям, и это довольно сильно затрудняет процесс обучения. - А что Вы скажете об уровне грамотности? - Он в целом снижается. Но это вполне объяснимо. Ведь за понятием «грамотность» стоят хорошая зрительная память и чтение книг. Люди с хорошей зрительной памятью запоминают во время чтения графические образы слов и воспроизводят их, когда пишут. Но сейчас дети много читают с экрана компьютера, и у них нет возможности запомнить, как правильно пишется слово: в Интернете могут быть представлены разные неверные варианты написания одного слова (афтор, афтар, аффтар). Так, у нас «выпало» поколение, чья юность и интенсивное чтение пришлись на конец 1990-х - начало 2000-х, когда был популярен так называемый «олбанский» (языковые игры в Интернете с искажением орфографии). Именно эти ребята сейчас и поступают в вузы. - Речь идет о тенденции всех последних лет или нынешний год выбивается из предыдущих? - Конечно, нынешний год - проявление общей тенденции и на снижение грамотности, и на уход некоторых базовых культурных знаний. Но в этом году произошло просто «обрушение» по количеству: условно говоря, если из группы в 25 человек в прошлом году «двойки» на первом экзамене получали пятеро, то в этом году их 15. - В чем видятся Вам причины? - Как ученый я знаю, что на основании одного опыта нельзя делать выводов. Я вижу, что в этом учебном году уровень знаний студентов резко упал. И это может быть обусловлено как системой приема, связанной с ЕГЭ (документы можно было подавать в несколько вузов, и в науку попало больше случайных людей), так и тем, что пришло поколение, которое выросло в новых условиях, в условиях Интернета. А может быть, это просто случайность - ведь бывают годы хуже, бывают лучше. Но чтобы сделать выводы, надо увидеть, что будет дальше. Надеюсь, хотя бы один из факторов, связанных с поступлением в вузы, будет смягчен: введены ограничения по количеству вузов и специальностей, на которые можно подавать документы. - Повлияла ли система ЕГЭ на состав студентов? - Поначалу да, и результаты были действительно хорошие. К нам, в частности, поступило много студентов из провинции, у кого раньше такой возможности не было. Эти студенты не всегда хорошо понимают, куда они поступили, что такое лингвистика, но они готовы перестроиться и вписаться в новый для себя социум и профессию. Кстати, они, как правило, мотивированны лучше, чем москвичи, у кого «и так все есть». Но этот положительный эффект ЕГЭ довольно быстро сошел на нет - все стало, как и раньше. Видимо, отчасти это связано с тем, что все приспособились (в разных смыслах этого слова) к ЕГЭ. Вообще, ни один экзамен - сочинение, ЕГЭ, устное собеседование - никогда не дает сильного эффекта. Всегда будет небольшое количество хороших студентов, небольшое - очень плохих, и будет «болото», которое ориентируется либо на первых, либо на вторых. Процентное соотношение почти не меняется - бывают лишь более или менее удачные годы. - А сам формат экзамена... - В нем нет ничего плохого. Другое дело, что любой жесткий формат направлен на выявление какой-то части способностей человека, в лингвистике - языковых компетенций, определенных знаний о языке. Сейчас проверяются знания грамотности и теории. Умение мыслить проверяется лишь отчасти, и весьма примитивно. Потому экзамен должен дополняться сочинением, эссе. - Тесты, по которым сдают экзамен, на Ваш взгляд, удачные? - Часть заданий составлена хорошо, часть - не слишком, есть не вполне корректные вопросы: в тестах по пунктуации скрыты «ловушки» - правилом допускаются варианты, а ЕГЭ предполагает единственный. Но это поправимо, и, в общем-то, на протяжении последних лет ЕГЭ совершенствуется. Материал подготовила Елена Кузнецова (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости
Теги:
Короткая ссылка на новость: http://informatio.ru/~JcsxL

Другие новости раздела

RSS
Что дадут курсы геодезии
23.11.2016 / Высшее образование
Курсы геодезии - особенности и преимущества. Во многих областях необходимы специалисты по геодезическим работам. Однако найти такого специалиста бывает непросто, да и стоимость услуг такого человека часто бывает завышенной.
"Вузов-троечников" по результатам приемной компании-2016 стало меньше
09.09.2016 / Высшее образование
В четверг, 8 сентября "Социальным навигатор" МИА "Россия сегодня" и Национальный исследовательский университет представили данные мониторинга качества бюджетного приема в вузы в 2016 году
Голодец: стипендии в 2016-2017 году повышать не будут
31.08.2016 / Высшее образование
По словам Ольги Голодец, стипендии в этом году индексировать не будут. «Такой вопрос не рассматривается, мы идем в рамках нашего бюджета и бюджетного процесса»
Дипломные работы централизованно проверят на плагиат
04.08.2016 / Высшее образование
В 2017 году в интернет будут выкладывать дипломные работы студентов
Студенческие стипендии значительно вырастут к 2019 году
03.08.2016 / Высшее образование
Индексация студенческих стипендий в 2017-2019 гг. приведет к значительному увеличению стипендиального фонда в сравнении с 2016 годом