Если школа имеет статус автономной, то платное образование неизбежно

13177
6 минут
Если школа имеет статус автономной, то платное образование неизбежно
Российские власти продолжают подталкивать школы к получению статуса автономных учреждений. На состоявшемся в начале недели съезде Всероссийского педагогического собрания этим занимались и чиновники Минобрнауки, и члены Общественной палаты, и лично Владимир Путин. Он отметил, что хотя вокруг закона, описывающего новые правовые формы существования нынешних бюджетных учреждений, «очень много всяких мифов и разговоров», именно смена статуса и принципов финансирования скажется и на «существенном увеличении зарплат» учителей.

Весьма неоднозначно воспринятому педагогическим сообществом закону «Об автономных, казенных и бюджетных учреждениях» (ФЗ-83) на съезде ВПС была посвящена одна из дискуссионных площадок.

В общественном мнении этот документ закрепился под названием «закон о школьной монетизации», а оппозиционеры в Госдуме с легкой руки депутата Олега Смолина стали его называть уничижительно — «закон об АУ, КУ и БУ».

Несмотря на многочисленные протесты и активное неприятие коммунистов и «эсеров», Госдума приняла закон 23 апреля 2010 года. Он вступил в силу с 1 января 2011 года, но до 1 июля 2012-го установлен так называемый переходный период (к примеру, в Москве только несколько школ получили статус автономных).

На съезде ВПС учителя, директора школ и чиновники долго спорили о сути изменений. За авторов закона отдувалась директор департамента общего образования Минобрнауки Елена Низиенко, которая, правда, настаивала на том, что документ был подготовлен Минфином и вообще «он в большей степени финансовый». Представители образовательного ведомства, готовясь разъяснять педагогам суть изменений, собрали 20 мифов о сути 83-го закона, устоявшихся в профессиональном сообществе.

Пожалуй, самым экстравагантным из них является утверждение: «Школьникам оставят три бесплатных урока в неделю, за остальное придется платить». Это странное предположение стало активно обсуждаться в Рунете с начала марта 2010 года — в сознании интернет-общественности явно смешались обрывочные сведения о ФЗ-83 с реакцией на разговоры о «трех обязательных предметах» из проекта нового федерального образовательного стандарта. Руководитель Института развития образования при Высшей школе экономики (ВШЭ) Ирина Абанкина считает, что «наложилось друг на друга все — и новый закон «Об образовании», и одноименный нацпроект в разных его проявлениях». Когда стало окончательно ясно, что «школьную монетизацию» не принимает не только анонимная и встревоженная часть блогосферы, но и вполне реальные директора школ, разработчики стали объяснять неприятие реформ «глубинными страхами населения» и «тотальным недофинансированием образования».

Член рабочей группы правительства по созданию закона, проректор Высшей школы экономики Лев Якобсон так объяснял корреспонденту «МН» причину неприятия закона профессиональным сообществом: «В педагогических коллективах и в обществе очень много тех, кто боится этого закона. В нем нет ничего, чего стоило бы бояться. А боятся люди неопределенности. Есть поговорка: не та беда, что на двор пришла, а что со двора не уходит. Тронули больное место». По мнению экономиста, опасения общества о введении платного образования связаны с «теневой приватизацией» бюджетной сферы 90-х годов. Согласно закону школы (и другие бюджетные учреждения) предложено делить на три типа, чтобы в зависимости от статуса государство могло дифференцированно финансировать оказываемые этими учреждениями услуги.

У выбравших автономный статус школ появляется возможность самостоятельно распоряжаться полученными средствами. Зампред комиссии по образованию Госдумы Олег Смолин считает, что «в автономию с отказом от социальных гарантий выталкивают все российские школы». По его мнению, школы, получившие по ФЗ-83 статус «бюджетных учреждений нового типа», будут работать так же, как автономные школы, получившие этот статус по 174-му закону («Об автономных некоммерческих организациях»). А школы, получающие статус автономных по 83-му закону, «будут просто еще более свободными в финансовом плане».

«Автономия — дело сильных школ и эффективных директоров», — утверждает Ирина Абанкина из ВШЭ. Для школьных управленцев в связи с переходом на автономность появляется одно объективно новое понятие: государственное задание.

Государство будет оплачивать работу автономных школ не по смете, а финансировать выполнение ими госзадания. Оно, в свою очередь, будет формироваться на основе федеральных образовательных стандартов и учебного плана общего образования, в которых устанавливается как количество обязательных предметов, так и количество обязательных часов на каждый предмет. По словам представителей Минобрнауки, например, госзадание по базисному плану для 7-го класса будет следующим: для географии, истории, литературы и физики отведено по два урока в неделю, для русского и иностранного языка — по три, для математики — пять и т.д.

Весь этот объем знаний для ученика по-прежнему будет бесплатным
.

Другое дело, если родители захотят сверх госзадания и базисного учебного плана проводить, к примеру, не два урока физики в неделю, а три или четыре. Такую возможность школа может предоставить им платно, но во внеурочное время и не в ущерб выполнению госзадания. Именно появление понятия «госзадание» и встревожило общественность, считает Ирина Абанкина. «Опасения родителей понятны, происходит перманентное замещение основной учебной программы платными уроками, однако 83-й закон как раз проводит водораздел между гарантированно бесплатными уроками и возможностью школ оказывать дополнительные услуги во второй половине дня», — пояснила она «МН». Однако то, как это будет воплощено на практике, пока не очень ясно. Ирина Абанкина предлагает подождать, появится ли такая норма в новом базовом законе «Об образовании».

Замдиректора московского ГОУ «Лицей «Вторая школа» Александр Ковальджи


Мы не хотим переходить в статус автономного учреждения. Нам стремно и не хочется заниматься платным образованием. Кто бы что ни говорил об этом законе, но его суть именно в снижении государственного финансирования. Поэтому школы вынуждены думать о самообеспечении. Мы проконсультировались с юристами, и они, прочитав закон, говорят, что он приведет к снижению бюджетного финансирования. Говорят нам — не рискуйте. Школы будут брать на себя большую хозяйственную самостоятельность, и государство на них перекладывает всю ответственность. Мы же считаем, что есть государственная задача — поддерживать школы, которые дают хорошее образование детям, в том числе из многодетных и малообеспеченных семей. Нас активно подталкивают определяться со статусом и толкают в автономку. Особенно почему-то упорствует Алексей Семенов — ректор Московского института открытого образования. Пока только на словах убеждают, поэтому мы отбиваемся как можем. Удалось договориться, что еще полгода не будем переходить. Пока пользуемся централизованной бухгалтерией и свою заводить не хотим. У нас нет ни одного платного класса, ни одного платного урока. Хотя в Москве это распространенная практика: школы активно предлагают платные услуги, заводят так называемые лицейские классы и уговаривают родителей отдавать туда детей за деньги. Мы по этому пути идти не будем. Поэтому решили получать статус бюджетного учреждения.

Теги
учителя

Материалы по теме "Учителя, преподаватели, педагоги"

Рекомендуем

Загрузка...