Что включает в себя новая единая концепция преподавания русского языка и литературы в школах?

8198
5 минут
Что включает в себя новая единая концепция преподавания русского языка и литературы в школах?
К новому учебному году, к 1 сентября 2016 года,  все российские школы должны получить пакеты документов, связанных с единой концепцией преподавания русского языка и литературы. Но пока многие позиции почти готового документа оспариваются специалистами.

В конце октября рабочая группа Госдумы РФ под председательством спикера Сергея Нарышкина в очередной раз обсуждала проблемы разработки единой концепции преподавания русского языка и литературы в школах страны. Было решено, что пришло время общественного обсуждения практически готового документа. Это будет происходить на базе crowdexpert.ru до конца нынешнего года, а в первом квартале 2016 года итоговый документ будет представлен правительству и авторам концепции.

Зачем нужна единая концепция преподавания русского языка и литературы

Еще в феврале нынешнего года члены Совета Федерации выразили обеспокоенность сокращением количества часов, отведенных существующей школьной программой на изучение русского языка. Это, по мнению сенаторов, негативно отражается на качестве знаний учеников. Как следствие — низкие баллы при сдаче ЕГЭ.

Тогда же было принято постановление Совета Федерации о необходимости изменения методики преподавания русского языка.

Что касается преподавания литературы, - она имеет свою специфику. Дмитрий Бак - директор Государственного литературного музея считает абсолютно неверной тенденцию давать одно-единственное толкование и понимание литературных произведений, что практиковалось в наших школах десятилетиями.

Результатом неверного подхода к школьной филологии специалисты считают низкое качество использования русского языка электронными и печатными СМИ: отсутствие формирования культуры чтения, более активной популяризации современной литературы, образовательных программ по русскому языку.

Создателям единой концепции преподавания в школе русского языка и литературы было на что равняться — уже существует успешный опыт создания новой модели преподавания российской истории.

Создать документ и учесть все предложения и замечания

Над созданием этого документа трудились три подгруппы, руководили которыми Александр Молдован - директор Института русского языка, Дмитрий Бак - директор Государственного литературного музея, Маргарита Русецкая - и.о. ректора Института русского языка им. А.С. Пушкина. Они искали верные современные пути преподавания литературы, а также русского языка — русскоязычным школьникам и русского языка как иностранного.

Специалисты почти полгода разрабатывали документ, одновременно собирая и сводя воедино многочисленные поправки и предложения. Однако впереди — общественное обсуждение документа. Сергей Нарышкин призвал экспертов «отнестись со всей серьезностью» к предстоящему потоку оценок и замечаний.

Надо ожидать, что во время обсуждения страсти разгорятся не шуточные, ведь предполагается, что уже с начала нового учебного года русский язык и литература будут изучаться по новым стандартам.

Финишная прямая — еще не итог большой работы

До сих пор специалисты спорят по поводу многих новшеств, которые предлагает новая программа преподавания русского языка и литературы.
В частности, Людмила Вербицкая - президент Российской академии образования, в целом одобрившая новый документ, не согласна с ликвидацией устной части экзамена по русскому языку для учеников девятых классов. По ее мнению, подготовка именно к этой части развивала навыки устной речи.

В процессе создания и предварительного обсуждения новой концепции многие говорили о том, как мало читают школьники художественной литературы, а если читают, то «через страницу». Поэтому педагоги считают необходимым стимулировать привычку к чтению книг.

Однако другие эксперты утверждают, что «оптимизация» учебного процесса - просто чтение литературы - не может подменить ее анализ. В любом случае, о сокращении программы по литературе не может быть речи.

Вызывает сомнение у преподавателей-практиков и разделение экзамена по русскому языку на базовый и профильный. При таком варианте многие ученики сдадут базовый уровень русского языка в 9 классе, профильный Единый Государственный Экзамен останется лишь для будущих филологов. То есть практически в полном объеме будет изучать предмет только часть учащихся.

Более решительно высказалась против единой концепции руководитель комитета Госдумы РФ Ирина Яровая. Она назвала фикцией экспертизу учебников, проведенную Министерством образования. То же самое, по ее мнению, может произойти и с внедрением новой концепции преподавания русского языка и литературы, если она не пройдет процедуру широкого обсуждения специалистами, педагогами и родителями. Такая опасность есть, так как ознакомиться с полным текстом этого документа пока не у всех есть возможность.

Яровая особое внимание уделила вопиющей безграмотности в нашем обществе: даже высокопоставленные чиновники и журналисты пишут с грубыми ошибками.

Министерство образования, - считает Ирина Яровая, - упрощает школьную программу, в результате чего школьники не получат необходимый объем знаний. «ЕГЭ принимается в форме тестов, в итоге мы не понимаем, научился ли ребёнок рассуждать, есть ли у него образность мышления, владеет ли он красивой русской речью. Если не владеет, значит, его обманули!» - сказала Яровая.

Слово за общественностью

Сколько бы ни было официальных сторонников и противников у новой концепции изучения школьниками русского языка и литературы, последнее слово — за общественностью. Впереди — целый месяц, когда будут сказаны все «за» и «против».

А пока сенаторы и разработчики документа надеются, что все самые важные концептуальные моменты документа сохранятся, на их основе будет произведена тщательная экспертиза учебников. Предполагается также, что на новую концепцию преподавания русского языка и литературы будут ориентироваться школьные учителя, она станет основой для переподготовки и повышения квалификации учителей. Возможно, что иными станут и образовательные стандарты.

К 1 сентября 2016 г. все школы должны получить пакет соответствующих документов. А годом позже — новые линейки учебников.

Материалы по теме "Школьники и учеба"

Рекомендуем

Загрузка...