Профессиональный стандарт педагога: какие требования к учителям будут предъявляться?


10 Декабря 2013
Просмотров: 6595

Министерство образования и науки РФ вынесло на суд общественности профессиональный стандарт педагога. Работа над ним шла почти два года, а вступить в силу предлагаемый стандарт может с 1 января 2015 года. Правда, пока в режиме «пилотно-экспериментального применения».

Профессиональный стандарт педагога: какие требования к учителям будут предъявляться?

По словам экспертов, далеко не все учителя могут соответствовать требованиям стандарта. Он, например, предполагает, что все педагоги должны знать хотя бы один иностранный язык и уметь «вместе с учениками использовать иноязычные источники информации».

Кроме того, все педагоги должны уметь работать с разными категориями учеников — с одаренными, с детьми, которые занимаются по программам инклюзии, с учениками, для которых русский язык не является родным, а также с социально запущенными детьми.

Учитель будущего прекрасно владеет компьютером, может проводить видеоконференции, видеопрезентации и вести уроки по скайпу.

«Стандарт состоялся, он готов и заработает как нормативный документ с 1 января 2015 года, — подчеркнул министр образования и науки Дмитрий Ливанов. — Он отвечает всем требованиям, которые сегодня предъявляет общество профессии учителя».

Как сказано в официальном сообщении минобрнауки, разработка стандарта один из самых важных и значимых проектов министерства.

Но сейчас встает еще более глобальный и сложный вопрос: как сделать так, чтобы педагоги соответствовали строгим критериям? Учат-то их в вузах по старым программам. И как их изменить, тоже пока не очень ясно.

Например, опыт инклюзивного обучения в нашей стране ничтожный. Даже в Москве, где десять лет назад открылись первые классы с инклюзией, методикой совместного обучения здоровых детей и учеников, допустим, с синдромом Дауна, владеют единицы педагогов. Как учить в одном классе будущего Ломоносова и ученика, который плохо знает русский язык, тоже не очень понятно. У нас вообще работать с одаренными детьми могут далеко не все учителя. Обычно в школе таких педагогов два-три, не больше. У них, как правило, разработаны свои программы, которые под силу только талантливым детям.

По мнению Исака Фрумина из Высшей школы экономики, на то, чтобы стандарт заработал, потребуется не меньше десяти лет. «Ценность его в том, что мы наконец-то заговорили, какой учитель нужен обществу«, — считает Фрумин. Понимают сложности и в минобрнауки.

«Мы должны перейти к процедурам, которые позволят стандарту педагога обеспечить максимально комфортное вступление выпускников в профессию«, — сказал министр образования и науки Дмитрий Ливанов.

Стандарт может применяться при отборе кадров на работу в школу, при аттестации учителей и при оценке результатов их работы. В проекте концепции стандарта, который был опубликован на сайте министерства, подчеркивалось, что проверить, выполняется ли стандарт, поможет, например, число участников и победителей олимпиад у отдельно взятого учителя. А если идет речь о детях с ограниченными возможностями, то может учитываться динамика каждого конкретного ученика.

Итак, требования к учителям прописаны, теперь надо сделать так, чтобы было из кого выбирать кадры. Пока что конкурс на учительские вакансии есть лишь в Москве, где педагоги в зависимости от нагрузки и стимулирующих надбавок получают от 40 до 100 тысяч. В регионах, чтобы заработать 20 — 25 тысяч рублей, учителя берут по полторы-две ставки и устраиваются почасовиками в соседние школы. Если сейчас спросить с них по всей строгости стандарта, большинство школ останутся без учителей.

Что такое инклюзивное обучение?

Инклюзивное образование (фр. inclusif-включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю) — процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети — индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование, тогда выиграют все дети (не только дети с особыми потребностями).

Восемь принципов инклюзивного образования:

  • Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
  • Каждый человек способен чувствовать и думать;
  • Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
  • Все люди нуждаются друг в друге;
  • Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
  • Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
  • Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
  • Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Короткая ссылка на новость: http://informatio.ru/~1Pnlw

Другие новости раздела

RSS
Единые госстандарты детского отдыха: что изменится в 2017 году
28.11.2016 / Среднее образование
В Совете Федерации написали закон, который обещает повысить безопасность в сфере детского оздоровительного отдыха и туризма
Школьников могут принудительно тестировать на наркотики
15.11.2016 / Среднее образование
В России учеников старше 16 лет один раз раз в год тестируют на наркотики по желанию и с разрешения родителей
Названы сроки написания выпускного школьного сочинения. Рекомендации по подготовке к экзамену
25.10.2016 / Среднее образование
7 декабря 2016 года выпускники будут писать школьные сочинения. Школьное сочинение у выпускников 2017 года проходит в рамках единого государственного экзамена (ЕГЭ 2017).
Производители просят дать юридическое определение школьной форме и сделать единый стандарт одежды
12.10.2016 / Среднее образование
Не добившись введения закона о единой школьной форме, представители российской швейной отрасли приступили к разработке отдельного ГОСТа для этой категории детской одежды
ЕГЭ по китайскому языку пройдет в российских школах в 2017 году
10.10.2016 / Среднее образование
Осенью 2017 года в российских школах пройдет масштабная апробация моделей единого государственного экзамена (ЕГЭ) и государственной итоговой аттестации (ГИА) по китайскому языку