В минувший понедельник в Министерстве образования и науки обсуждали с ведущими российскими учеными, работающими за рубежом, масштабную реформу вузовской аспирантуры.
Минобрнауки не устраивает, что всего 30% аспирантов доходит до защиты диссертации. Кроме того, ведомство намерено отменить требование обязательной педагогической практики. По мнению ученых, в системе аспирантуры, действительно, нужно что-то менять, но слишком строгая регламентация в этом вопросе только повредит. Замминистра Людмила Огородова пояснила, что в данной ситуации нужен международный опыт и попросила соотечественников оценить предварительную модель новой аспирантуры, разработанную министерством.
Что должны исправить комплексные изменения в системе аспирантуры
Главные проблемы существующей системы обозначил заместитель директора департамента госполитики в области высшего образования Сергей Пилипенко. Он сказал, что в прошлом основной задачей аспирантуры считалась подготовка университетских преподавателей. Однако сейчас кандидаты наук востребованы не только в вузах и научных организациях, но и в госуправлении, и в бизнесе, и в других областях. От старой модели до сих пор остается требование к аспиранту получить педагогический опыт, ведь у него в дипломе указано «преподаватель-исследователь».
Он напомнил, что с первыми сложностями приходится сталкиваться уже на этапе приема в аспирантуру, когда результаты магистратуры не учитываются, действует старая система: три классических экзамена - и все. Также требуют корректив итоговые требования к выпускнику аспирантуры, который обязан сдавать госэкзамены, «ориентированные как раз на педагогические компетенции», и подготовить научный доклад о своей исследовательской работе.
При этом защита диссертации не является обязательной, поэтому, по словам Пилипенко, «выпускник аспирантуры получает диплом о высшем образовании и спрашивает себя: какой теперь смысл идти защищать диссертацию? Мы видим институциональный разрыв между аспирантурой и системой присуждения ученых степеней».
Замминистра Людмила Огородова привела данные: в России лишь 30% аспирантов в итоге получают ученую степень.
В чем будет заключаться реформа аспирантуры
Все перечисленные проблемы Минобрнауки надееется решить с помощью «комплексных изменений в системе аспирантуры», разработки механизмов, которые позволят сделать образование непрерывным.
С этой целью чиновники намерены отказаться от обязательного перечня вступительных испытаний, с тем, чтобы образовательные организации могли сами составить список экзаменов для поступающих в аспирантуру. Сергей Пилипенко подчеркнул: «Результаты освоения программ магистратуры должны быть заложены в основу приема. И нужно ввести на этапе поступления конкурс портфолио».
Самым главным нововведением в министерстве считают обязательную защиту диссертации при окончании аспирантуры. Правда, пока законодательной базы для этого нет. Но есть конкретные предложения. К примеру, математик, лауреат премии Филдса Станислав Смирнов считает, что необходимо дать возможность защищать диссертацию в течение года после окончания аспирантуры.
Однако решение этого вопроса связано с армейским призывом, так как окончание аспирантуры без защиты диссертации автоматически снимает с мужчин отсрочку от призыва в армию. В завершении разговора ученые заявили, что для аспиранта могут оказаться полезными педагогические навыки. Станислав Смирнов пояснил: «В топовых университетах США примерно две трети математиков после аспирантуры уходят в банки или в систему госуправления, но многие остаются заниматься наукой. И таких людей надо учить работать со студентами. Система должна быть гибкой — педагогику можно преподавать, но не стоит ее навязывать».