Глава Минобрнауки РФ об актуальных вопросах российского образования

4562
5 минут
Глава Минобрнауки РФ об актуальных вопросах российского образования

Министр образования РФ Ольга Васильева рассказала в интервью информагентству России «ТАСС» о развитии системы образования, основных направлениях и приоритетных задачах в работе Министерства.

ЕГЭ — большое социальное благо

С первых дней работы в новой должности министр дала понять, что не является сторонником поспешных преобразований, предпочитает изучить проблему и только потом действовать. Судя по всему, первые выводы ей уже удалось сделать. И прежде всего это касается ЕГЭ.

Сейчас глава Минобрнауки РФ Ольга Васильева заявляет, что не считает нужным отменять систему Единого госэкзамена. В целом министр дала такую оценку ЕГЭ как явлению в образовании: "Это большое социальное благо: можно поступить в очень хороший вуз, приложив много усилий в школе, и при этом не важно, где ребенок живет территориально".

Она сказала: "Понятно, что мы будем идти по пути ЕГЭ. Но я не думаю, что будут какие-то кардинальные изменения, будет отшлифовываться то, что уже есть, в частности сокращение тестовой части".

Васильева подчеркнула, что не видит смысла в обязательной публикации средних баллов ЕГЭ каждой школой, как предлагало Открытое правительство. И повторила то, что заявляла в своих первых интервью: "ЕГЭ не должно создавать никакого давления. Нельзя оценивать работу школ и учителя по тому, как сдан ЕГЭ".

Такая позиция министра связана с многообразием школ. Она пояснила: "Возьмем, к примеру, физико-математический лицей - там дети подбираются уже нацеленные на изучение соответствующих предметов, и понятно, что тут результаты будут выше. Есть у нас и северно-кочевые школы, есть школы, где реализуются принципы инклюзии, и другие учебные заведения, где сам факт работы с детьми, обучение детей значительно выше, чем его формальная оценка. Это вопрос о том, что ты сделал и что ты получил в ходе своей деятельности. Ребенок может показать небольшие результаты, но труд, который обе стороны приложили, он колоссальный".

Васильева считает, что если публиковать рейтинги по ЕГЭ, в итоге получится, что разные школы в силу специализации могут оказаться не в начале и даже не в середине списка, что "прямо противоположно реальности". И заключила: "Мое глубочайшее убеждение, что люди, изучающие такой рейтинг, не будут разбираться с каждым отдельным случаем, а при таком подходе сложно увидеть объективную картину".

Оценки или «зачет - незачет»

Отвечая на вопрос, когда школы вместо «зачет- незачёт» снова будут ставить оценки, Ольга Васильева уточнила: "Оценки за выпускные сочинения вернутся в школы не позднее, чем через 3-4 года". Почему не сразу? За это время школа должна привыкнуть к мысли о том, что она сама будет оценивать сочинения и ставить баллы. Но это делать надо, так как, по словам министра, "это и облегчит работу вузам - пока они вынуждены приглашать экспертов, если хотят учитывать сочинения в ходе приёмной кампании".

Напомним, что после пятилетнего перерыва в 2014 году в школы вернулось выпускное сочинение. И сейчас проходит в облегчённой форме и оценивается как "зачет-незачёт".

Национальный рейтинг вузов

В следующем году будут представлены итоги первого национального рейтинга университетов. Российский союз ректоров сейчас разрабатывает его критерии. Глава Минобрнауки, рассказывая об этом, заметила: "Помогать будем, чем только сможем, его надо сделать как можно быстрее. Думаю, первая апробация пройдет в 2017 году". Она добавила, что в работе находится сейчас и российская система оценки научных публикаций. Васильева уверена: "Всякое рейтингование — это попытка независимой оценки, независимой от органов госвласти, и мы поддерживаем это предложение. 

У нас большие достижения в системе высшего образования, о которых мы должны не стесняясь говорить, хорошие научные проекты, только беда в том, что не все и не про все знают". Недавно сообщалось, что Виктор Садовничий, ректор МГУ имени М. В. Ломоносова, предложил создать национальный рейтинг университетов, поскольку международные рейтинги не дают объективной оценки нашим вузам.

Мониторинг деятельности колледжей

Ольга Васильева сказала, что уже 1 декабря 2016 года будут опубликованы итоги первого мониторинга эффективности колледжей.

По мнению министра, публикация рейтинга поможет выпускникам, нацеленным на профобразование, сделать более правильный выбор.

Она также добавила, что итоги мониторинга — не повод для массовой "чистки" колледжей. "Каждый случай будет рассматриваться отдельно, это будет мой личный контроль, потому что я считаю, что эта сфера сейчас на подъеме, и мы должны ее всячески холить и лелеять во всех отношениях", - отметила Васильева.

По ее словам, в профобразовании ожидается еще одно нововведение: "Оно будет касаться процесса обучения - это выпускной квалификационный экзамен. Его задача - показать, что реально человек может сделать, то есть он сдаёт не только теорию, но и практику".

Новые учительские должности

1 января 2018 года в России начнет работать национальная система учительского роста, а это значит, что в школах появятся новые должности. Ольга Васильева пояснила: "Сейчас разговор идёт о том, чтобы ввести для учителя дифференцированную систему должностей в зависимости от сложности выполняемых задач, от ответственности, трудовой функции. И все это будет закреплено в профессиональном стандарте. Пока разговор идёт о трёх градациях: ведущий учитель, старший учитель, учитель". К этому шагу в министерстве относятся очень скрупулезно: внутри каждого деления обговариваются и обсуждаются компетенции, которые к каждой из этих градаций можно применить. 

По этому поводу министр сказала: "Это непростой вопрос, и на августовском Всероссийском педсовете учительское сообщество обратилось к Дмитрию Анатольевичу Медведеву с просьбой дать ещё время поработать над профстандартом. Такое согласие было получено. Я думаю, введение системы произойдёт к 1 января 2018 года, а может, и позже. Профстандарты должны вводиться постепенно до 2020 года, поэтому эта работа будет продолжаться".

Материалы по теме "Закон "Об Образовании""

Рекомендуем

Загрузка...