Настоящее и будущее автомобилей-беспилотников: где и когда готовится запуск

12104
6 минут
Настоящее и будущее автомобилей-беспилотников: где и когда готовится запуск

Компания Яндекс.Такси готовится запустить свой первый беспилотный автомобиль.

Беспилотные автомобили постепенно входят в нашу жизнь. О своих достижениях в этой сфере заявляют крупные автомобильные концерны, агрегаторы такси, IT-фирмы.

И вот не так давно президенту Владимиру Путину продемонстрировали беспилотный автомобиль, который разрабатывает компания Яндекс.Такси. Машина прокатилась по двору компании, как и положено, без водителя.

Как управляется автомобиль-беспилотник

Понятно, что компании, которая занимается разработкой машины, готовит свою модель в качестве такси для перевозки пассажиров. Полевые испытания только начались. А испытания в городской среде предполагается провести лишь в следующем году.

Свои эксперименты Яндекс проводит с известными марками Toyota Prius и Kia Soul. Уже сейчас эти автомобили способны двигаться по заданному маршруту, определять и объезжать препятствия. Если препятствие объехать нельзя, машина останавливается и возобновляет движение, когда это становится возможным.

На чем строится такая система управления? Машины оснащены камерами, которые смотрят в разных направлениях. По картинке с камер программное обеспечение может установить, где находятся другие машины, препятствия, люди. Они же определяют границы проезжей части, распознают знаки и разметку.

Стереокамеры определяют расстояние до объектов. На крыше автомобиля установлен лидар кругового обзора, или лазерный радар. Эти устройства в системах машинного зрения формируют трехмерную картину окружающего пространства. С его же помощью вычисляются точные расстояния до тех или иных объектов вокруг машины.

Чтобы сообщить автоматике большую точность обзора, помимо данных с камер и лидара используются показания радиорадара. Он способен «видеть» на большее расстояние – это важно при определении расстояния до объектов на высоких скоростях.

Кроме того, такая машина оборудована датчиками, которые определяют ее местоположение, скорость и направление движения. Это приемники GPS/GLONASS, блок инерциальных измерителей и сенсоры, которые измеряют одометрические данные машины, – например, скорость вращения отдельных колес.

На основании всех полученных данных компьютер и принимает решение, как должна двигаться машина. При этом используются различные технологии Яндекса, но в первую очередь – компьютерное зрение.

Что же касается перспектив, то беспилотник от Яндекс – только в начале большого пути. Ведь даже если его выпустят в городские условия, то потребуется не один и даже не сотня тестов для отладки системы.

Для сравнения: Гуглмобиль пробежал сейчас по дорогам 2,5 миллиона километров. В прошлом году он попал в аварию, причем не по своей вине. Так, чтобы в дальнейшем избежать подобной ситуации, разработчики провели еще 3500 тестов.

В США та же компания Google добилась разрешения на движение по дорогам беспилотных автомобилей сначала в штате Невада, потом в Калифорнии, а недавно и в Нью-Йорке. Мы же пока в начале пути.

Видео о Яндекс.Такси беспилотнике

Первые автомобили и автобусы-беспилотники испытает "Калибр"

Первый в столице испытательный полигон для беспилотных автомобилей открылся в Останкинском районе Москвы на территории технопарка «Калибр». Он воспроизводит обычную городскую среду – на трассе длиной 400 метров есть и дорожные знаки, и пешеходные переходы, и остановки общественного транспорта. Есть даже участок с круговым движением.

Как пояснили в пресс-службе Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства г. Москвы, полигон был создан «в целях содействия резидентам технопарка», которые занимаются, в том числе, и разработками в сфере беспилотных транспортных средств.

В сообщении ведомства отмечается, что тестирование беспилотников уже началось. Судя по фотографиям, речь идет об автобусах «MatrЁshka». Судя по всему, техническую часть для этих транспортных средств разработали с участием резидентов технопарка.

Кстати, недавно другие беспилотные автобусы – «Шаттл» – протестировал премьер-министр Дмитрий Медведев. «Эту работу мы и дальше будем поддерживать, в том числе бюджетным финансированием»", – пообещал премьер.

По его словам, в 2017 году правительство предоставит более 600 миллионов рублей в качестве субсидий российским производителям транспортных средств с дистанционным и автономным управлением

Кто занимается разработкой искусственного интеллекта?

В России разработкой искусственного интеллекта занимается компания Cognitive Technologies. Ее руководитель Ольга Ускова рассказала журналистам о том, что происходит и куда движется индустрия беспилотного транспорта.

Компания Cognitive Technologies производит два продукта: Cognitive pilot (для пробок) и Cognitive pilot (для хайвейев). Первый сейчас самый актуальный. Когда человек встает в пробку, то теряет время.

Робот возьмет на себя управление транспортом, а он, как полагает Ольга Ускова, это может сделать замечательно, и спокойно управлять машиной в плотном потоке. В это время вы делаете из автомобиля офис, дом, что угодно. Вы можете просто не терять это время, а жить.

Уже в 2018 году этими системами будут комплектоваться ряд мировых автопроизводителей, их можно будет купить вместе с машиной. И это не только люксовые марки, это достаточно массовые автомобили. Первый заказ – это 30 тысяч автомобилей. В будущем – до 20 миллионов.

Когда человечество полностью перейдет на беспилотные автомобили?

По прогнозам Ольги Усковой  человечество перейдет на беспилотные автомобили уже скоро – в 2025 году. А потом начнется выдавливание человека из транспортного потока за счет роботизированной техники. И вполне возможно, что к 2030 году плотность беспилотных машин на дорогах будет на уровне 87 процентов. Если вообще человека не запретят за рулем.

Через 10 лет беспилотные авто в России будут стоить 5 тысяч долларов

На разработки по автоматическому вождению стоит ограничение – вся умная начинка не должна поднимать стоимость машин больше чем на 15 процентов. И дальше этот процент за счет конкуретности будет только уменьшаться.

Беспилотные авто, по словам Усковой, уж точно не будут стоить в разы дороже сегодняшних.

Главная проблема на пути к беспилотному будущему

В интервью журналистам Ольга Ускова назвала главное препятствие на пути к беспилотному будущему – законодательство. Другие страны занялись проблемой уже пять лет назад. У нас в стране начали трубить об этом вместе с КАМАЗом четыре года назад.

Тогда не удалось ничего сделать. Но теперь после выступления президента России Владимира Путина, все развернется в другую сторону. Россия в этом плане пока отстает от ведущих государств. По мнению Ольги Усковой, нам надо скачками всех догонять и думать, как все организовать для российского потребителя.

Необходимо проработать и страховые случаи, и юридическую ответственность, и судебные проблемы, и ГИБДД. Для беспилотников нужно вносить изменения в ПДД с учетом наличия робота на дороге.

В первую очередь продумать технологию  разбора мелких ДТП. Ответить на вопрос: что делать, например, если столкнулись искусственный интеллект и человек?

В каких именно сегментах экономики появится полностью автономный транспорт?

Как полагает Ольга Ускова для беспилотного управления идеально подходят сельхозмашины. Сельское хозяйство можно без особых проблем начать оснащать беспилотниками. Там езда по закрытым территориям, поэтому юридические вопросы отпадают.

В этом году комбайн Россельмаш под Ростовом собрал с помощью системы компьютерного зрения более 50 гектаров урожая. У компания Cognitive Technologies уже есть контракты на поставку беспилотников с Бразилией и Аргентиной, следующие на подходе – канадцы.

Как изменится мир вокруг после того, как все будут делать беспилотники?

Прежде всего изменится тип занятости. Человечество освободится от сиюминутных задач и начнет заниматься тем, что сейчас некогда решать. Вплоть до глобального потепления, колонизации других планет (если на Земле начнется глобальная катастрофа). Это будет другой уровень проблем.

Материалы по теме "Автоновинки, рейтинг автомобилей"

Рекомендуем

Загрузка...