Киборгизация организма. Чем опасно вторжение современных технологий в человеческое тело

6303
14 минут
Киборгизация организма. Чем опасно вторжение современных технологий в человеческое тело

Кому не  хочется стать лучше и совершеннее? Одни для этого стараются упорно работать над собой, а другие хотят получить все и сразу без труда, вживив в свое тело какой-нибудь чип.


Как уверяют знающие люди, по части киборгизации наша страна шагает в ногу с прогрессом. Желающих дополнить свое тело модными гаджетами и даже разработать что-то свое среди прогресса сегодня не мало. Но мало кто из них задумывается, как это увлечение повлияет на психику и работу мозга. 

Увлечение киборгизацией своего организма распространено во всем мире. Людей, которые называют себя киборгами, в мире десятки тысяч. Они открывают двери касанием пальца, улавливают вибрацию земли, учатся видеть через толщу воды глазами глубоководных рыб и ощущать инфракрасный спектр, как змеи,— в общем, выстраивают новые отношения с природой и техникой, используя в качестве экспериментальной площадки собственное тело.

При этом мотивы вживления кибернетических устройств самые разные: от медицинской необходимости до эпатажа и желания раздвинуть свои возможности.

Кто такие люди-киборги и чем они отличаются от обычных людей?

Новосибирский акушер-гинеколог Александр Волчек – один из самых известных российских киборгов. Он говорит, что имплантанты помогают ему в работе.

Кстати, у доктора Волчека уже пять имплантатов. Два ключа — в левой и правой руках, чтобы открывать двери любой. Чип-визитка — если собеседнику нужны контакты, он просто подносит к руке доктора телефон.

Еще один чип гинеколога хранит пароли от разных устройств и аккаунта. Наконец, пятый — экспериментальный, туда врач записывает данные транспортных карт. Правда, новосибирское метро использует защищенные чипы, и использовать имплантаты для проезда пока не получается.

Интересно, что  помимо медицины Александр с детства увлекался программированием — он до сих пор пишет программы для мобильных платформ. Что касается чипов, то их сначала покупал по интернету в Китае, а потом нашел большой завод на Филиппинах.

Александр Волчек считает, что в принципе это те же чипы, которые вы можете купить в любой ветклинике, чтобы пометить питомца. Технология уже 15 лет опробована в ветеринарии и нареканий не вызывает. Медицинское стекло или силикон, из которых сделана оболочка чипа, биологически инертны.

Чипы покрупнее ставят в складку между большим и указательным пальцем руки. Те, что поменьше — в пальцы или тыльную часть запястья. Александр Волчек вживил себе и другим добровольцам уже до 200 имплантатов. Один из его подопечных — зеленоградский инженер Жан Жужков, который с детства ненавидел таскать связки ключей и возиться с дверными замками.

Благодаря чипам у него теперь жизнь без ключей. Своими руками он открывает машину, квартиру, офис. Первый имплантат Жан установил три года назад. Сейчас их у него пять: два чипа-ключа, чип-визитка (к сожалению, неважно работает), пустой пока чип про запас и... магнит. Его Жан вживил в подушечку безымянного пальца, которая у него частично отсутствовала после детской травмы.

Желание обрести шестое чувство — тоже важный мотив для киборгов из России. Программист из Новосибирска Даниил Лыткин прошлой весной первым в РФ установил разработанное за рубежом устройство North Sense (чувство севера.). Это электронный компас, который крепится на грудь и вибрирует, когда носитель поворачивается лицом на север.

Всего в мире, по данным Александра Волчека, носителей чипов около 50 тысяч человек, а в России, где увлечение стало массовым полтора года назад,— две-три сотни. В "Фейсбуке" есть русскоязычная группа, посвященная имплантации чипов. Ведет ее Жан Жужков — за год он "чипизировал" дюжину человек, главным образом из знакомых.

Как чипы помогают инвалидам выжить

Киборги много работают над тем, чтобы наделить имплантаты новыми функциями. "Сейчас ищем банк, который согласится записать банковскую карту на наши чипы",— говорит Жан Жужков.

Уже сейчас ничто не мешает сделать такой чип под кожу, но нужно одобрение EMV — международного стандарта для операций по банковским картам с чипом. Зато с помощью платежных систем платить уже можно. Российские пионеры биохакинга изобрели и ноу-хау: растворяют действующую банковскую карту в ацетоне, извлекают чип и имплантируют его под кожу.

Доктор Волчек тем временем работает над проектом фонарика из двух диодов, который будет светить прямо сквозь кожу. В планах — глюкометр, полностью вживляемый и не требующий обслуживания и замены (сейчас диабетики могут пользоваться прибором с вшиваемым под кожу модулем, который надо регулярно менять).

У доктора Волчека кисти рук бионические, то есть управляются нервными импульсами мышц предплечья. Потеряв в 22 года кисти обеих рук, он быстро освоился с современными протезами, работает, занимается музыкой, живет полноценной жизнью.

Иногда он носит более простые и малозаметные устройства с оболочкой телесного цвета. Но в особых случаях надевает черные, футуристические.

Биопротезы превратят в мощные гаджеты

Биопротезы должны быть футуристическими не только внешне, но и по функционалу. Скажем, одна из проблем искусственной руки — отсутствие обратной связи. Ею можно взять предмет, но нельзя ощупать. Так почему бы не вмонтировать в протез фонарик, чтобы компенсировать в темноте недостаток тактильных ощущений?

Многие дорогие современные экземпляры могут сделать 30 зачастую совершенно не нужных жестов, зато не работают с сенсорными экранами мобильных телефонов.

Протез — это ведь полноценный гаджет, только мощнее, в него можно встроить более емкие аккумуляторы, чем в телефон, больше физиологических датчиков.

Особняком стоит детская линейка протезов. Хотя сами устройства там проще (они не электрические, а тяговые), зато большой упор сделан на дополнительные функции. Разработан целый набор сменных насадок: для скакалки и ручки, для смычка и палитры, для конструктора "Лего" и пультов управления от игрушек.

А для одного юного видеоблогера разработали спецнасадку, чтобы ему было удобнее снимать с мобильного телефона. Дети воспринимают протезы как суперменов, интересуются, как работают протезы, и просят примерить.

Много говорят, что общество должно изменить отношение к инвалидам. Но без инициативы ничего не будет, а киборгизация — это возможность по-новому посмотреть на себя.

После таких  экспериментов намечается определенный сдвиг в общественном сознании — таких, как он, все чаще называют не инвалидами, а киборгами. В октябре 2016-го в Швейцарии впервые прошел "Кибатлон" — специальные соревнования для киборгов.

Бионические ноги, кибатлон, экзоскелеты, мозг-компьютер  и другие средства реабилитации

Кибатлон не стоит путать с паралимпийским спортом, Как объясняет председатель правления российского союза "Кибатлетика" Андрей Давидюк, там строго запрещены средства реабилитации с внешними источниками энергии. А у нас, наоборот, все построено на них: на двигателях, усилителях, батареях, компьютерных программах.

В таких соревнованиях задания не спортивные, а бытовые. Например, упражнение для протеза руки — развесить бумажки на прищепках или провести кольцо по завитой змейкой проволоке, не коснувшись ее.

Люди с бионическими ногами выполняют упражнения с мячом. Есть еще четыре дисциплины: экзоскелеты, электрические коляски, соревнование парализованных велосипедистов, едущих с помощью электростимуляции мышц.

Устраиваются и состязания интерфейсов мозг-компьютер, где человек управляет аватаром в компьютерной игре с помощью электродов, улавливающих мозговые волны. Так как вид спорта технический, то в каждой команде два человека: инженер и сам инвалид, управляющий протезом.

При этом инженер не вправе вмешиваться в выполнение заданий, но дает советы по настройке устройств. В соревнованиях бионических рук в Цюрихе участвовал Константин Дебликов с новыми российскими протезами, занял 10-е место из 12. Но расстроен не сильно:

К слову, наша страна первой в мире, за два месяца до первого "Кибатлона", провела соревнование спортсменов с кибернетическими руками. А в ноябре 2017-го впервые прошло первенство РФ среди киборгов (более 60 участников из 37 населенных пунктов). И уже известна перспектива — В 2020-м Москва готовится принять киборгов всей Евразии.

Если так пойдёт дело, то со временем протезы превзойдут возможности человека. Сегодня 80 процентов предпочитают протезы с имитационными оболочками. Но непрерывно растет число тех, кто не хочет маскировать инвалидность и видит протез элементом своего образа.

В основном это дети, подростки и молодежь. Девушки украшают протезы ног стразами. Парни расписывают под хохлому.

Кто такие бодихакеры и как они развивают кибериндустрию

В других странах мира в отличие от России кибериндустрия служит больше не инвалидам, а практическим вполне здоровым людям.  Об этом можно судить по третьей международной конференции BodyHacking Con в Техасе. Ее участникам  с

удовольствием демонстрировали новинки последних лет.

С помощью чипов в темноте люди вздымают руки, и у каждого на тыльной стороне ладони под кожей мерцает пяток красных светодиодов. Это устройство называют "Северная звезда". Она начинает светиться, когда к ней прикладывают магнит. По словам обладателей, батареи хватит на то, чтобы зажечь в себе звезду 10 тысяч раз.

Бодихакеры одержимы желанием перешагнуть границы однообразия человеческой внешности и расширить спектр данных нам органов чувств. Вдохновляют их не только супергерои из комиксов, но и животные.

Иметь сонар, как дельфин, видеть в темноте, как кошка, чуять магнитное поле, как птица, а инфракрасный спектр — как змея... Среди бодихакеров немало таких, кто говорит, что технологии не отдаляют их от природы, а, напротив, сближают с ней. Но есть и те, кому дороги именно технические возможности.

Вот необычная ложка: она будто приклеилась к его пальцу. В подушечки пальцев вживлены магниты размером с рисовое зерно, завернутые в силикон. Бодихакер может ощущать электромагнитные поля (магнит начинает вибрировать) и с закрытыми глазами почувствовать присутствие микроволновки.

С помощью киберустройства можно поднимать одним пальцем пустую жестяную банку поднять. А некоторые могут превратить свой магнит в сонар. Для этого нужен ультразвуковой сенсор расстояния.

Если такой сенсор  поместить в темную комнату, он будет посылать электромагнитные импульсы, то можно пальцем с магнитом почувствуете, где стоит кровать и какого она размера.

Помещенные в пальцы инфракрасные сенсоры определяют местоположение теплых предметов. Можно высунуть палец из-за угла и почувствовать, есть кто-то в комнате или нет.

Группа бодихакеров во главе с микробиологом Габриэлем Лисиной называет себя "Наука для масс". Они потрясли участников конференции, показав клетки почки в некоем растворе: клетки могут оставаться в стабильном состоянии 10 дней без холодильника.

Лисина вообще знаменит своими экспериментами. Вдохновившись способностью глубоководных рыб, которые видят благодаря особому химическому веществу в их глазах, Габриэль ввел в свое глазное яблоко определенный химический коктейль и через два часа мог в темноте видеть людей в 20 метрах.

Правда, эти суперспособности у Габриэля быстро исчезли. Зато сейчас при помощи интенсивного употребления витамина A2 и сложной диеты он учится видеть в инфракрасном спектре.

Самый известный киборг на сегодня — гуру движения, художник Нил Харбиссон. Субтильный мужчина в желтых штанах, розовом пиджаке и зеленой футболке. Надо лбом у него — щуп вроде муравьиной антенны.

Щуп вживлен ему в затылок. Он родился не способным различать цвета. Но уже 12 лет у него есть электронный глаз. Этот датчик определяет частоту цвета, направляет информацию в виде звукового сигнала в чип на затылке, и он слышал цвет при помощи костной проводимости.

Сначала Нил запоминал ноты и названия цветов, и постепенно это перешло в чувство звукового восприятия цвета. Нил слышит уже свыше 360 цветов. Теперь он добавил в свое восприятие инфракрасный и ультрафиолетовый. Ему стали сниться цветные сны. Он понял, что его мозг слился с программным обеспечением... Обычные звуки стали превращаться в цвета. Звонок телефона он слышит как зеленый..."

Еще Нил создает звуковые портреты людей. Записывает внешность людей нотами. У него получаются целые концерты из лиц. Кроме того, зарисовывает музыку и голоса, усраивает выставки...

"Мы получаем знания от чувств,— говорит художник,— и, расширяя диапазон чувств, последовательно увеличиваем знание. Жизнь станет интереснее, когда вместо приложений для мобильных телефонов мы начнем создавать приложения для своего тела. Я призываю вас подумать, какие чувства вы бы хотели иметь еще. Я призываю вас стать киборгами. Вы не будете одиноки!"

Сам Нил не одинок. Вместе со своей испанской подругой — хореографом Мун Рибас он создал организацию Cyborg Foundation. Она работает ради трех задач — помогать становиться киборгами, защищать права киборгов и пропагандировать бодихакинг как искусство и социальное движение.

Человек и машины: как биохакинг объединяет живые нейросети и механические

Главный научный идеолог биохакинга — британец Кевин Уорвик, кибернетик, профессор Уорикского университета, где он возглавляет отделение физических и инженерных исследований. Его называют "Капитан киборг".

Направление работы — объединение живых нейросетей и механических, то есть человека и машины. Его работы обсуждаются на дискуссионных панелях при президенте США по биоэтике и будущим достижениям. Себя в киборга Уорвик превратил еще в 1998-м, когда вживил под кожу чип, который мог контролировать открытие дверей, включение света и водонагревателей. А также включение и работу компьютера. ("Сначала компьютер мне говорил: "Здравствуйте, профессор!" когда я приходил домой,— смеется Уорвик.— Теперь мы стали ближе, и он произносит: "Привет, Кевин!")

Еще Уорвик имплантировал себе в руку массив из 100 электродов, которые в итоге были подсоединены к его нервной системе. Благодаря устройству он смог через интернет управлять рукой робота, находящегося по другую сторону Атлантики, в США. Профессор сжимал руку в Европе, а робот повторял его движение в Америке. Массив электродов был имплантирован и в руку жены ученого: когда женщина двигала рукой или шевелила пальцами, "Капитан киборг" ощущал это движение как электрические импульсы в своей руке.

Сегодня с помощью современного оборудования люди-киборги могут подключиться к вашему мозгу и послать сигнал на другой континент. Это технологии не будущего, а настоящего. Почему мы до сих пор общаемся словами?

 Создатели новых технологий, усиливающих способности человеческого организма, исходят из того, что наш мозг полон электричества. И оно зачем-то преобразуется в механические колебания языка и воздуха! Почему бы нам не научиться общаться электрическими импульсами напрямую? У человека будут сверхвозможности, сверхпамять и сверхсила. Планета будет контролироваться киборгами, люди не будут доминирующим видом. Кто захочет быть человеком, когда возможно быть сверхчеловеком?

Пока это эксперименты. Но возникает вопрос: расширяя границы человеческих чувств, не становимся ли мы придатком технологий?

К тому же бодихакинг никак не регулируется юридически, а также это вызывает опасения у врачей, которым приходится лечить заражения от зашитых любителями под кожу нестерильных предметов. Кроме того, у киборгов возникают юридические трения с обычными людьми.

Нарастает потребность как-то законодательно оформлять бодихакеров. Их отказываются фотографировать на паспорт с антенной на голове, заставляют вытаскивать вживленные чипы, не пропускают через рамки металлоискателей.

Чем опасно вторжение современных технологий в человеческое тело

Руководитель Сектора гуманитарных экспертиз и биоэтики Института философии РАН Ольга Попова обозначила проблемы, которые ставит вторжение современных технологий в человеческое тело

Начнем с того, что определенный образ киборга — для ребенка он эстетичен и привлекателен. В то время как образ обычного человека стараниями той же индустрии игр и развлечений выглядит как нечто старомодное и преходящее. Так что ментально на киборгизацию настроены многие.

Да и прототипы просматриваются — скажем, паралимпийский чемпион Оскар Писториус, чьи протезы позволяли успешно конкурировать не только с паралимпийцами, но и со здоровыми спортсменами. Он даже хотел участвовать в обычных соревнованиях. По сути, Писториус вышел на уровень сверхчеловека, его таким сделала технология.

Так, что в будущем вполне возможно расслоение общества из-за появления технологически детерминированных классов. Так, на Западе пропагандируется прием хирургами препаратов, которые позволяют им не спать 48 часов и проводить многочасовые операции. Уже скоро в сфере занятости может возникнуть проблема конкуренции обычных людей с технологически усовершенствованными работниками.

Ольга Попова считает, что в человеческо-ориентированном обществе все ценности вообще-то должны подчиняться целям человека как человека. Но когда мы касаемся моделей массового внедрения технологий, тех же чипов, подход меняется: они сводят человеческое существование к набору функций.

При этом у каждого человека свои представления о границах своего я. Кожа — визуальный показатель границ человека. Проникновение через нее — это инвазивная процедура. И она инвазивна не только для тела, но и для сознания. Может быть, для кого-то вживить чип приятно, он будет думать "я уже киборг". А для другого это травма, и на всю жизнь.

Ведь киборгизация, по мнению ученого, это не только вживление имплантатов. Это и искусственный интеллект, и невидимое конструирование на генетическом уровне.

Социальные сети и онлайн-сервисы тоже размывают привычные человеческие границы. В итоге мы можем просто потерять человека как целостность. Получим сверхчеловека — полуживого-полумертвого киборга — и при этом потеряем самого человека, в котором еще даже полностью не разобрались.

Материалы по теме "Социальная политика"

Рекомендуем

Загрузка...