Как рассчитать размер накопительной части трудовой пенсии по старости? Формула расчета


15 Августа 2012
Просмотров: 10370

Накопительная часть трудовой пенсии в рамках системы обязательного пенсионного страхования (назовем ее «обязательная» накопительная часть трудовой пенсии) формируется не у всех, а только у застрахованных лиц, относящихся к так называемому «молодому поколению» (1967 г

Как рассчитать размер накопительной части трудовой пенсии по старости? Формула расчета
Накопительная часть трудовой пенсии в рамках системы обязательного пенсионного страхования (назовем ее «обязательная» накопительная часть трудовой пенсии) формируется не у всех, а только у застрахованных лиц, относящихся к так называемому «молодому поколению» (1967 г.р. и моложе).

Формула расчета накопительной части пенсии (НЧ):

НЧ = ПН / Т, где Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости.

Размер Т для расчета накопительной части указанной пенсии должен быть установлен отдельным федеральным законом, который пока еще не принят;
ПН - сумма пенсионных накоплений застрахованного лица, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета по состоянию на день, с которого ему назначается накопительная часть трудовой пенсии по старости.
Пенсионные накопления – это совокупность средств, сформированных за счет поступивших, начиная с 01.01.2002 г., страховых взносов на обязательное накопительное финансирование трудовых пенсий (из них складывается «обязательная» накопительная часть пенсии), дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, взносов работодателя, уплаченных в пользу застрахованного лица, взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений (из них складывается дополнительная часть накопительной части пенсии) и дохода от их инвестирования.
Пенсионные накопления отражаются в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица в Пенсионном фонде. Единый реестр застрахованных лиц, осуществляющих формирование своих пенсионных накоплений для финансирования накопительной части трудовой пенсии, ведет Пенсионный фонд РФ.

«Обязательная» накопительная часть трудовой пенсии


Начиная с 2002 года, на специальную часть их индивидуального лицевого счета в Пенсионном фонде поступают страховые взносы на ее финансирование. На протяжении 2002-2004 гг. накопительная часть пенсии формировалась также у «среднего поколения» (мужчин 1953-1966 г.р. и женщин 1957-1966 г.р.), т.е. у них в специальной части счета есть накопления за указанные годы и, исходя которых и будет считаться размер накопительной части их трудовой пенсии.

Конкретные размеры взносов на «обязательную» накопительную часть пенсии закреплены в Федеральном законе от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Обязательные страховые взносы в ПФР на накопительную часть — по аналоги со взносами на страховую часть пенсии — являются частью единого социального налога, объект налогообложения (виды дохода) и налоговая база (сумма дохода, подлежащая налогообложению) по которому определены в Главе 24 части второй Налогового кодекса РФ.

1. За застрахованных лиц, работающих по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договору, если их годовой доход не превышал 100 тыс. руб. с 01.01.2002 до 01.01.2005 г. и 280 тыс. рублей [1] после этой даты, на накопительную часть трудовой пенсии перечисляется:

  • за мужчин 1953–1966 г.р./ женщин 1957-1966 г.р. – 2 % с 01.01.2002 до 01.01.2005 г.; после 01.01.2005 г. накопительная часть пенсии у них не формируется (т.е. страховые взносы в полном объеме идут на финансирование страховой части пенсии) [2];
  • за лиц 1967 г.р. и моложе – 3 % с 01.01.2002 до 01.01.2004 г.; 4 % с 2004 по 2007 год включительно; 6 % начиная с 2008 года.

2. Пониженные ставки страховых взносов действуют в отношении страхователей, выступающих в качестве работодателей организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств (см. ст.ст. 22, 33 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ).

3. Еще одна группа плательщиков обязательных страховых взносов на накопительную часть пенсии в Пенсионный фонд – это самозанятые лица. Они сами уплачивают за себя пенсионные взносы (в виде фиксированных платежей).

Размер фиксированного платежа в расчете на месяц устанавливается исходя из стоимости страхового года, ежегодно утверждаемой Правительством России [3].

Порядок, сроки исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа утверждены Постановлением Правительства РФ от 11 марта 2003 г. № 148.

Обязательным для уплаты является минимальный размер фиксированного платежа в размере 50 рублей в месяц на накопительную часть трудовой пенсии. Правила его уплаты определены Правительством России [4].

Примечание: Нормативные положения пенсионного законодательства не предполагают взимание с индивидуального предпринимателя сумм страховых взносов в бюджет ПФР в виде фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии за период, в течение которого предпринимательская деятельность им не осуществлялась в связи с уходом за ребенком до достижения им возраста полутора лет (Определение Конституционного Суда РФ от 12.05.2005 № 182-О).

4. И последняя категория – это лица, добровольно вступившие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию. К ним относятся:

  • работающие за рубежом, если они добровольно вступили в правоотношения по  обязательному пенсионному страхованию и осуществляют уплату за себя страховых взносов в ПФР (если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации).
  • физические лица, за которых не осуществляется уплата страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию, но за которых другим физическим лицом на добровольной основе осуществляется уплата страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда РФ;
  • начиная с 1 октября 2008 года, физические лица, постоянно или временно проживающие на территории России, на которых не распространяется обязательное пенсионное страхование и которые добровольно уплачивают за себя взносы в Пенсионный фонд РФ. Т.е. если какое-либо физическое лицо, выполняющее работы или оказывающее услуги на территории Российской Федерации, освобождено от налогообложения единым социальным налогом, то такое лицо вправе добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и платить непосредственно за себя соответствующие страховые взносы.

Данные лица уплачивают страховые взносы в Пенсионный фонд РФ в виде фиксированного платежа по аналогии с самозанятыми гражданами.

Примечание: Так как в настоящее время у лиц 1966 г.р. и старше накопительная часть пенсии не формируется и, соответственно, право на накопительную часть трудовой пенсии эти лица не приобретают, то и самозанятые и  добровольно вступившие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию граждане 1966 г.р. и старше не должны уплачивать страховые взносы в ПФР в виде фиксированного платежа в части, направляемой на финансирование накопительной части трудовой пенсии (Определения Конституционного Суда РФ от 12.04.2005 № 164-О и № 165-О, от 12.05.2005 № 183-О).

Перерасчет размера накопительной части трудовой пенсии по старости работающим пенсионерам

Лицам, продолжающим работать после назначения накопительной части пенсии 1 раз в три года производится перерасчет ее размера с учетом дополнительных пенсионных накоплений, поступивших за период со дня назначения указанной части пенсии, либо со дня последнего перерасчета ее размера, с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором истекает трехгодичный срок со дня назначения либо со дня последнего перерасчета размера этой части трудовой пенсии в соответствии с п. 10 ст. 17 этого Закона.

Данный перерасчет производится органом пенсионного обеспечения в автоматическом режиме без истребования от пенсионера заявления и каких-либо документов.

Перерасчет накопительной части пенсии (НЧ) производится по формуле:

                     НЧ = НЧп + ПНп / Т, где

НЧп — установленный размер накопительной части трудовой пенсии по состоянию на день, непосредственно предшествующий дню, с которого производится соответствующий перерасчет;

ПНп — сумма дополнительных пенсионных накоплений, поступивших в ПФР и учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета, за период, истекший со дня назначения накопительной части трудовой пенсии, либо со дня последнего перерасчета размера этой части трудовой пенсии, произведенного в соответствии с настоящим пунктом;

Т – показатель, аналогичный Т в формуле расчета НЧ, определяемый по состоянию на день, с которого производится указанный перерасчет.

«Дополнительная» накопительная часть трудовой пенсии по старости

Начиная с 1 января 2009 года, у граждан появилась возможность увеличить размер накопительной части своей трудовой пенсии по старости за счет участия в программе дополнительных пенсионных накоплений (ДПН), получившей в народе название «программа 1000 на 1000». Эта программа предусматривает, что на накопительную часть трудовой пенсии будут уплачиваться дополнительные страховые взносы, как самим застрахованным лицом, так и его работодателем (по желанию), а также поступать софинансирование от государства.

Соответствующее законодательство [5] было принято и в истолковании его отдельных положений уже сейчас имеются трудности, на которые мы остановим внимание ниже.

Участвовать в программе ДПН смогут граждане, независимо от их возраста и наличия у них до этого права на формирование накопительной части трудовой пенсии. При этом, исходя из самой формулировки «дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии», можно сделать вывод, что желающий стать участником ДПН гражданин, должен относиться хотя бы к одной из перечисленных в Законе об обязательном пенсионном страховании категории застрахованных в системе обязательного пенсионного страхования лиц.

Чтобы вступить в систему ДПН гражданин может, начиная с 1 октября 2008 года, подать соответствующее заявление [6] либо своему работодателю (в этом случае последний будет ежемесячно удерживать из зарплаты работника и перечислять на накопительную часть его трудовой пенсии дополнительные страховые взносы) либо непосредственно в территориальный орган Пенсионного фонда РФ по месту жительства (в этом случае уплата дополнительного взноса на накопительную часть пенсии осуществляется застрахованным лицом самостоятельно).

В заявлении гражданин указывает размер дополнительных страховых взносов. Если перечисления осуществляются через работодателя, то их размер можно указать как в твердом размере, так и в процентах от заработка.

Взносы на ДПН будут инвестироваться так же, как это происходит сейчас с накоплениями работников, участвующих в накопительном элементе обязательного пенсионного страхования (государственной управляющей компанией, частной управляющей компанией или негосударственным пенсионным фондом — по выбору самого работника). Лица, в пользу которых ранее не уплачивались взносы на накопительную часть пенсии и которые впервые вступают в систему, а также те, кто ранее не реализовал свое право на выбор варианта инвестирования своих пенсионных накоплений, вправе определиться с выбором при подаче заявления о добровольном вступлении в систему ДПН.

Заявительным путем можно будет прекращать, возобновлять уплату и изменять размер добровольных пенсионных взносов.

Работодатель — если перечисление взносов на ДПН осуществляется через него — обязан информировать работника о внесенных в систему ДПН платежах одновременно с представлением расчетного листка.

Застрахованным лицам, которые станут участниками системы ДПН в период с 1 октября 2008 года до 1 октября 2013 года, государство будет на протяжении 10 лет дополнительно перечислять средства из бюджета на их пенсионный счет в размере, эквивалентном взносу работника. Государственное софинансирование начинается с года, следующего за годом уплаты работником дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии. Однако, для того, чтобы получить в текущем календарном году государственную поддержку, сам работник должен уплатить в предыдущем календарном году не менее 2 000 рублей дополнительных страховых взносов, а размер взноса от государства составит в любом случае не более 12 000 рублей в год.

Примечание: В случае, если работник ежемесячно перечисляет по программе ДПН менее 166,67 руб. (т.е. менее 2000 рублей в год), софинансирования от государства он не получит. Прибавка к пенсии, на которую он сможет рассчитывать, будет существенно меньше суммы ежемесячно вносимых им на ДПН взносов и составит незначительный процент от величины его трудовой пенсии.

Примечание: Если работник ежемесячно перечисляет от 166,67 до 1000 рублей, государство на каждый вложенный им в систему ДПН рубль добавит столько же.

Примечание: При ежемесячной сумме взноса работника от 1000 рублей и более государство добавит на его пенсионный счет не более 12000 рублей в год.

Если работник, достигнув общеустановленного пенсионного возраста (60 лет — мужчины, 55 лет — женщины), отложит оформление пенсии (т.е. не обратиться за установлением ни одной из частей трудовой пенсии), то государство обязуется на каждый рубль его взноса добавлять четыре рубля, но не более 48 000 рублей в год. Размер пенсии в этом случае будет определяться путем деления суммы накоплений на сокращенный (на срок отказа от получения пенсии) «период дожития» Т.

Работодатель при желании также может участвовать в системе ДПС путем софинансирования дополнительных пенсионных взносов своих работников. Указанное решение оформляется приказом или путем включения соответствующих положений в коллективный либо трудовой договор.

При этом сумма взносов на софинансирование накоплений – и от государства и от работодателя — не облагается налогом на доходы физических лиц, а сам работник имеет право получить социальный налоговый вычет в сумме уплаченных им дополнительных страховых взносов.

!!! В то же время остался не урегулированным вопрос о реализации права застрахованного лица на получение накопительной пенсии в полном объеме в тех случаях, когда работодатель недобросовестно исполнял свои обязанности (например, несмотря на наличие заявления от работника, не перечислил или перечислил не в полном объеме за него взносы на ДПН).


Пример 1. Гражданин подал заявление о вступлении в систему ДПН 01.01.2010 г.

Начало перечисления взносов на ДПН – январь 2010 г.

Ежемесячно перечисляет — 1000 рублей

Период участия в программе ДПН – 15 лет (с 2010 по 2024 г. включительно)

Сумма накопленных в системе ДПН взносов –  300 000 руб. ( (1000 * 12 мес. + 12000)* 10 лет + 1000* 12 мес.* 5 лет)

Так как сумма перечисляемых работником ежегодно взносов на ДПН более 2000 рублей (1000*12=12000 рублей), государство в течение 10 лет софинансирует программу ДПН, добавляя ежегодно к перечисленным работником взносам по 12 000 рублей (т.е. добавляет рубль на каждый рубль, вложенный работником).

Величина прибавки к трудовой пенсии за счет участия в программе ДПН в этом случае составит 1315,8 рублей* (300 000 руб./228 мес.[7]).

Пример 2. Гражданин подал заявление о вступлении в систему ДПН 01.12.2008

Начало перечисления взносов на ДПН – январь 2009 г.

Ежемесячно перечисляет — 1500 рублей

Период участия в программе ДПН – 12 лет (2009-2020 гг. включительно)

1 января 2016 года работник достиг пенсионного возраста, но «отложил» выход на пенсию на 5 лет, продолжая перечислять взносы на ДПН.

Сумма накопленных в системе ДПН взносов –  480 000 руб. ( 1500 * 12 мес.*1 год + (1500*12 мес. + 12000)* 6 лет + (1500* 12 мес. + 48000)* 4 года + 1500 * 12 мес. * 1 год)

Так как сумма перечисляемых работником ежегодно взносов на ДПН более 2000 рублей (1500*12=18000 рублей), государство, начиная с года, следующего за годом начала перечисления работником взносов в систему ДПН, софинансирует программу ДПН, добавляя ежегодно к перечисленным работником взносам сумму, эквивалентную взносам работника – но не более 12 000 рублей в год (т.е. не более 1000 рублей в месяц).

С года, когда работник, достигнув пенсионного возраста, отказался от получения трудовой пенсии, размер взноса от государства на софинансирование ДПН равен увеличенной в четыре раза сумме взносов самого работника, но не более 48 000 рублей в год.

Максимальный срок государственного софинансирования программы, установленный законом, — 10 лет.

При определении страховой части трудовой пенсии в более позднем возрасте «период дожития» сокращается на один год за каждый полный год, истекший со дня достижения пенсионного возраста. При этом установлен минимально возможный «период дожития» — порядок применения данного правила см. в разделе «Размер страховой части при назначении трудовой пенсии по старости в более позднем возрасте».

Прибавка к трудовой пенсии составит 2 857 рублей (468 000 руб./168 мес.).


* Результаты расчетов приведены примерно и в ценах предыдущего года года и при условии, что доходность от инвестирования средств ДПН будет не ниже уровня фактической инфляции.



[1] Данная сумма является предельной величиной, при превышении которой начинает действовать регресс – т.е. чем выше зарплата работника, тем меньший тариф страховых взносов платит работодатель.

[2] Тем не менее, данная возрастная группа граждан может пользоваться своим правом на распоряжение (инвестирование) пенсионными накоплениями, сформировавшимися у них за 2002-2004 гг.[3] Стоимость страхового года, на основе которой определяется размер фиксированного платежа, на 2008 год утверждена Постановлением Правительства РФ от 7 апреля 2008 г. № 246 (3864 рублей).

[4] Правила уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в минимальном размере утверждены Постановлением Правительства РФ от 26 сентября 2005 г. № 582.

[5] Федеральные законы от 30.04.2008 г. № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» и от 30.04.2008 № 55-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты  Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».

[6] Постановление Правления ПФР от 28 .07.2008 г. № 225п «Об утверждении формы заявления о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, Инструкции по его заполнению, а также формата представления в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации заявления о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии в электронном виде (формат данных)».

[7] Так как величина «периода дожития» Т, применяемого для расчета накопительной части трудовой пенсии по старости пока еще законодательно не установлена, в наших примерах принимаем ее равной показателю Т, который используется в формуле расчета страховой части трудовой пенсии.


Короткая ссылка на новость: http://informatio.ru/~e9u6Y

Другие новости раздела

RSS
В 2018 году социальные пенсии упадут ниже прожиточного минимума
05.12.2016 / Пенсия
Отношение размера пенсии к прожиточному минимуму пенсионера будет резко снижаться в 2017–2019 годах, а социальные пенсии уже в 2018 году упадут ниже прожиточного минимума
Пенсионные накопления в 2018 году могут частично разморозить
28.11.2016 / Пенсия
В Минэкономразвития предлагают вернуться к вопросу о частичной разморозке пенсионных накоплений в 2018 году
Новая система пенсионных накоплений от Центробанка будет добровольной
28.11.2016 / Пенсия
Налоговые льготы, предусмотренные в концепции новой накопительной пенсионной системы, подготовленной Центральным банком совместно с Минфином России, отменять не планируют
По просьбе экспертов пенсионный фонд России оценил последствия повышения пенсионного возраста
23.11.2016 / Пенсия
Пресс-служба пенсионного фонда Росии заявила, что лишь оценивает последствия возможного повышения возраста выхода на пенсию, причем не по поручению правительства, а по просьбе экспертов
Социальная доплата к пенсии не уменьшится
23.11.2016 / Пенсия
Пенсионный  фонд России выступил с заявлением относительно социальной доплаты к пенсии.