Госконтроль за обращением мусора: в России создадут карту перемещения бытовых отходов

3479
5 минут
Госконтроль за обращением мусора: в России создадут карту перемещения бытовых отходов

К середине следующего года Правительство РФ планирует создать электронную модель перемещения твёрдых коммунальных отходов (ТКО). Включив специальную программу на компьютере, можно будет узнать, в каком объёме и куда перевозится бытовой мусор, и что с ним потом делают.

Такой подход предполагают новые требования к разработке федеральной схемы обращения с ТКО, которыми сейчас занято Минприроды. Но у депутатов к нему уже есть вопросы. Так, например, председателя Комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды Владимира Бурматова интересует, как эта схема поможет развитию системы обращения с отходами, если сейчас в регионах нет единых подходов к учёту и переработке мусора.

Зачем нужен госконтроль за обращением мусора

Напомним, что с 25 сентября вступил в силу закон, предписывающий создание в стране двух систем государственного контроля за обращением мусора. Первая - федеральная схема обращения с отходами I и II классов опасности - уже готова: постановление Правительства, утвердившее её, вступило в силу 26 октября. Разработкой этого документа занимался Росатом.


На очереди - федеральная схема обращения с ТКО. Её создание поручено «Российскому экологическому оператору» (РЭО). Но требования к тому, что должна включать эта схема и как её в дальнейшем можно корректировать, устанавливает Правительство РФ. Проект этого документа был опубликован для общественного обсуждения.

Документ предполагает, что данная схема будет представлена в том числе в виде электронной модели. На ней можно будет увидеть потоки перемещения мусора от мест образования до полигонов и заводов по их обработке, утилизации или обезвреживанию, а также зоны ответственности региональных операторов по обращению с ТКО.

Федеральная схема будет выстроена на основе территориальных схем обращения с отходами. Из них, в частности, возьмут данные о количестве ТКО и местах их накопления, адреса полигонов и объектов по обращению с ними. К слову, по каждому объекту, если он имеет межсубъектовый уровень, можно будет увидеть его адрес, производственные мощности, способ и технологию работы, прогнозные тарифы.

Согласно принятым правилам в данной схеме должны быть отражены планируемые объёмы капитальных вложений на строительство, реконструкцию или консервацию полигонов и предприятий по работе с отходами.

Здесь же можно будет увидеть статистику по всем видам мусора: сколько в стране образовано ТКО, сколько обработано, утилизировано, обезврежено или размещено, и сколько коммунальных отходов было перемещено из одного региона в другой.

На чем будет строиться схема обращения с ТБО

Кроме того, в данную схему войдёт блок целевых показателей и достигнутых значений по работе с мусором, в том числе о долях ТКО и отходов всех классов опасности по каждому способу обращения с ними (доля обезвреженных, захоронённых, утилизированных и пр.).

Федеральная схема будет обязательной для исполнения всеми гражданами, предпринимателями и органами власти. Направлять ТКО на объекты, не включённые в схему, будет запрещено, что предлагает проект требований.

Согласно планам, озвученным РЭО, оно составит федеральную схему к 31 марта следующего года, а предварительно её должны будут согласовать шесть федеральных структур: Минприроды, Минтранс, Минпромторг, Минэкономразвития, Минстрой и ФАС.

Федеральная схема будет обязательной для исполнения всеми гражданами, предпринимателями и органами власти.

Как видно из проекта требований, в основе федеральной модели лягут территориальные схемы обращения с ТКО, то есть созданные в регионах. Но пока нельзя сказать, что они единообразны, из-за чего могут возникнуть проблемы.

Напомним, что ещё в июле на эту проблему указывал председатель Комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов. По закону, террсхемы должны включать в себя полный перечень данных, начиная от источника образования мусора, количества отходов с разбивкой по видам и классам опасности до мест обработки, утилизации, обезвреживания и размещении.

Однако на практике оказалось, что не все регионы провели учёт и анализ этих данных, так что где-то эти схемы не полные.

И, наконец, последний вопрос. Он касается нормы накопления отходов. «Оказывается, что в разных регионах их считают по-разному. Где-то их утверждают для всего региона, а где-то - для каждого муниципалитета. Где-то норматив для многоквартирного и индивидуального жилого фонда отличается, а где-то он един», - обратил он внимание.

Что думают депутаты Госдумы о системе обращения с отходами

Парламентарии делают вывод, что на сегодняшний день система обращения с отходами всё ещё разбалансирована.  Так председатель Комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды Владимир Бурматов обеспокоен тем, что одни регионы занимаются раздельным сбором мусора, другие вообще ничего не слышали об этом. Одни занимаются переработкой, другие - нет. Всё это, как он полагает, можно синхронизировать только в рамках федеральной схемы.

При этом депутат предостерёг авторов федеральной схемы от соблазна пойти простым путём и представить её просто в виде набора 85 региональных моделей. Такой подход он назвал профанацией.

Как пояснил Бурматов, важно, чтобы, благодаря в том числе и этой схеме, были снижены издержки при перемещении отходов (потому что это 67 процентов тарифа), чтобы были учтены возможности регионов по переработке отходов.

Парламентарий Бурматов посетовал, что пока в стране встречаются совершенно ненормальные ситуации, когда, например, Татарстан переправляет отходы на переработку в Минеральные Воды, а Камчатка - во Владивосток.

«Есть сбои в логистике. И мы выступали за то, чтобы мощности по переработке обеспечивали не только потребности того региона, в котором созданы, но и целой группы субъектов РФ», - напомнил депутат.

Требование и приоритет депутатов остаётся неизменным: чтобы федеральная схема представляла из себя стратегический документ, – делает вывод Владимир Бурматов.

Рассуждения сводятся к тому, что федеральная схема должна не только фиксировать текущее состояние, но и определять приоритеты развития всей системы на какой-то понятный период.

Материалы по теме "Проблемы ЖКХ"

Рекомендуем

Загрузка...