Началось обсуждение новой редакции законопроекта о семейно-бытовом насилии, опубликованном на сайте Совета Федерации. Законопроект о домашнем насилии, вызвавший огромный резонанс в российском обществе, вносится в Госдуму с новой поправкой - о примирении жертвы с агрессором, что стало неожиданностью даже для части авторского коллектива.
Понятие примирения и запрет на общение с жертвой подразумевает, что различные общественные и некоммерческие организации будут обязаны примирять жертву с виновником, а также выяснять и устранять причины насилия за счет индивидуальной работы с нарушителями.
Разработку такого закона побудило то, что в России проблемой побоев и психологического давления в семьях практически не занимаются: жертвы часто не пишут заявления на членов своих семей, полицейские предлагают им разбираться с конфликтами самостоятельно, а максимальное наказание, если насилие в семье не привело к тяжелым последствиям, - административное.
Надо учесть также, что домашнее насилие крайне латентно, а потому как преступление раскрывается чрезвычайно редко. Психология подавляющего большинства жертв, их менталитет таковы, что, как правило, они скрывают, что подвергаются насилию, а потому попросту не обращаются за помощью. В итоге мы узнаем об этих случаях только тогда, когда свершается самое страшное.
Авторы законопроекта определяют семейно-бытовое насилие как действие или бездействие, которое причиняет или содержит угрозу причинения физического, психического страдания или имущественного вреда и не содержит признаки «иных правонарушений».
Пострадавшими от него могут быть: супруги, бывшие супруги, лица, имеющие общего ребенка или детей, а также проживающие совместно. Нарушителем считается лицо, достигшее 18 лет, совершившее или совершающее семейно-бытовое насилие.
Данный документ предусматривает конфиденциальность как пострадавших от насилия, так и нарушителей закона.
Кроме того, законопроект о профилактике домашнего насилия подразумевает введение защитных предписаний - их будут выдавать по согласию жертвы или ее законных представителей.
Так, например, предписание будет запрещать нарушителю вступать в любые контакты с пострадавшим лицом, в том числе общаться в интернете, звонить по телефону или пытаться установить его местоположение.
Любое предписание, по законопроекту, будет действовать в течение 30 суток, но его можно будет продлить до 60.
В том случае, если полицейский, выдавший предписание, подозревает, что оно не поможет, он может обратиться за судебным защитным ордером сроком до года.
При подготовке законопроекта из определения семейно-бытового насилия убрали понятия насилия: физического, психологического, экономического, сексуального. Теперь под семейно-бытовым насилием понимается умышленное действие или угроза действия, которое причиняет физическое (психическое) страдание и (или) наносит имущественный вред, но не является административным правонарушением или уголовным преступлением.
В то же время был уточнен список тех, кого можно будет считать пострадавшим такого насилия. К ним будут относиться:
●нынешние и бывшие супруги;
●лица с общими детьми;
●близкие родственники (на основе ст. 14 Семейного кодекса - родители, дети, братья, сестры, дедушки, бабушки и внуки);
●иные лица, живущие вместе и ведущие общее хозяйство.
Все они будут считаться пострадавшими, если из-за семейно бытового насилия, если они понесут страдания или будут основания думать, что им может быть причинен вред.
В новой редакции законопроекта нарушителем теперь может считаться только совершеннолетний. Раньше ограничения по возрасту не было.
Принципами профилактики авторы законопроекта предлагают считать:
●поддержку и сохранение семьи;
●индивидуальный подход к каждому случаю;
●добровольность получения помощи за исключением детей и недееспособных;
●законность и обоснованность профилактических мероприятий;
●соблюдение и уважение прав, свобод и законных интересов человека;
●недопустимость причинения имущественного, физического и психического вреда;
●социальная защита пострадавших;
●конфиденциальность.
Как считают аналитики, по сравнению с предыдущей версией, принципы закона изменились в пользу его противников и их претензий. Теперь закон и органы опека вероятно должны будут учитывать интересы нарушителя и не смогут «лезть в семейные дела», если пострадавший сам не захочет получать помощь.
Основные положения законопроекта остались прежними. Разделяются общая и индивидуальная профилактика этого явления. Первая будет направлена на устранение причин и условий для насилия в семье и повышение правовой грамотности. Вторая - на работу с нарушителями и пострадавшими.
Общая профилактика будет включать в себя правовое просвещение и информирование, которые будут проводить регионы. Гражданам будут объяснять их права, обязанности, как защищаться от СБН и как получить помощь.
Индивидуальная профилактика будет включать в себя:
●правовое просвещение и информирование;
●профилактическая беседа с полицейским;
●профилактический учет и контроль за нарушителями;
●социальная адаптация и реабилитация лиц, пострадавших;
●специализированные психологические программы для понимания причин СБН;
●защитное предписание и судебное защитное предписание.
Важно учесть и еще одну особенность: защитные предписания будут выноситься только с согласия пострадавших. А судебные предписания будет выносить суд по заявлению пострадавших или полиции.
Полицейские предписания также смогут запретить нарушителю совершать насилие в семье и пытаться следить и вступать в контакт с пострадавшим. Суд же сможет обязать нарушителя пройти психологическую программу и съехать от жертвы, если нарушитель может жить в другом месте, в том числе на съемной квартире.
Сообщить о семейном насилии сможет любой человек или организация. Медицинские организации обязаны будут сообщать в полицию о таких случаях, если на теле жертвы обнаружат следы побоев и истязаний.