Что такое «Бережливые поликлиники»? Изменится ли качество медуслуг?

282
6 минут
Что такое «Бережливые поликлиники»? Изменится ли качество медуслуг?

 «Бережливые поликлиники» в России должны отказаться от лишних бюрократических процедур и упростить процедуру записи на прием к врачу. Такое требование содержится в  законопроекте  Минздрава. Что такое "бережливые поликлиники" и как с помощью нового проекта улучшится качество медицинских услуг?

«Предусмотренные законопроектом изменения направлены на оптимизацию работы медицинских организаций… сокращение времени ожидания в очереди при обращении граждан, упрощение процедуры записи на прием к врачу, экономию ресурсов системы здравоохранения», - говорится в пояснительной записке к законопроекту.

Напомним, что проект «Бережливая поликлиника» был запущен Минздравом в ноябре 2016 года. Его цель - повысить доступность и качество медицинских услуг и улучшить работу лечебных учреждений. В частности, должно сократиться время пребывания пациентов в поликлинике, также происходит оптимизация работы регистратуры и повышается общая производительность медицинского учреждения.


До 2024 года в России планируется реализовать нацпроект «Здравоохранение», одной из целей которого является снижение показателей смертности населения трудоспособного возраста и увеличение продолжительности жизни россиян до 78 лет. На проект планируется потратить более 1,7 триллиона рублей. Он призван решить, в частности, проблему нехватки медицинского персонала в стране. Куратором нацпроекта назначена вице-премьер Татьяна Голикова, руководителем - Вероника Скворцова.

Внедряя концепцию бережливого производства, медицинские организации могут получить заметную экономию по всем статьям расходов и улучшить доступность и качество оказываемой медицинской помощи.

Как полагают эксперты, уже сегодня результативно функционирующая система менеджмента качества позволяет применять концепцию бережливого производства без каких-либо сложностей.

Применение таких методов позволяет оперативно решать возникающие проблемы, предупреждать их появление, а иногда и опережать требования потребителей, тем самым быстро реагируя на какие-либо нововведения. Главное, что улучшения становятся непрерывными, постоянными.

Речь идет о модели «бережливой поликлиники», которая с 2016 года реализуется в некоторых регионах. Это новый стандарт, предусматривающий отказ от избыточной бумажной работы медиков, ненужного хождения по кабинетам, сбережение времени как врачей, так и пациентов.

Президент России Владимир Путин в Послании Федеральному Собранию 20 февраля поручил утвердить высокие стандарты новой модели, принять правила аттестации внедряющих ее организаций.

Поправками в ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан ‎в Российской Федерации» предлагается установить, что внедрение новой модели должно проводиться в соответствии с требованиями к организациям, их внедряющим. Такие требования, а также порядок, по которому определяется соответствие им медорганизаций, будет устанавливать Минздрав.

Что такое «Бережливая поликлиника»

Проект «Бережливая поликлиника» – относительно новый. Ниже вы сможете прочесть: что он собой представляет, в каких регионах его начали тестировать, а также узнать плюсы и минусы.

Данный проект реализуют Министерство здравоохранения РФ и госкорпорация «Росатом». Он направлен на повышение эффективности работы лечебно-профилактических учреждений и общей доступности медицинской помощи в 39 регионах страны.

Первые пилотные проекты «Бережливая поликлиника» запустили в Ярославле, Севастополе и Калининграде. Их цель – оптимизировать деятельность лечебного учреждения на различных уровнях.

Задача таких проектов – перестройка ряда процессов: изменение принципа работы регистратуры, установка современного оборудования, организация доступной среды для людей с ограниченными возможностями здоровья.

Принцип работы «Бережливой поликлиники» строится на  японском методе Кайдзен. Японская философия фокусируется на непрерывном совершенствовании процессов производства, разработке вспомогательных бизнес-процессов и управления, а также всех аспектов жизни.

В основе этого метода лежат 5S:

  • Seiri - аккуратность;

  • Seiton - порядок;

  • Seiso - чистота;

  • Seiketsu - стандартизирование;

  • Shitsuke - дисциплина.

По замыслу чиновников, данную систему внедрят во всех поликлиниках страны к 2023 году. Основная цель новшества – повысить уровень удовлетворённости пациентов качеством оказания медицинской помощи участковым врачом до 60 % к 2020 году и до 70 % к 2022 году. Всего к 2022 году в проекте примут участие около 2 тысяч медицинских учреждений.

Чем завершился эксперимент по внедрению пилотного проекта?

После подведения итогов выяснилось, что ожидание своей очереди в регистратуре сократилось в 4 раза, а время у кабинета врача – в 8 раз. Также в поликлиники, где начали реализовывать пилотный проект, россияне стали быстрее дозваниваться, а врач стал уделять пациенту больше времени.

Так, по данным Министерства здравоохранения РФ, в настоящее время проект «Бережливая поликлиника» работает в 40 регионах России в 301 медицинском учреждении.

Более того, Пациентам стало удобнее находиться в поликлиниках, за медицинской помощью чаще обращаются люди с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и в инвалидных колясках. Люди стали быстрее проходить профилактические осмотры и диспансеризацию.

В планах Минздрава на основе опыта пилотных регионов федеральный центр планирует выпустить методические рекомендации по внедрению проекта «Бережливая поликлиника».

На сайте Министерства здравоохранения РФ есть несколько полезных презентаций, где изложена суть проекта «Бережливая поликлиника».

Как «Бережливая поликлиника» улучшает качество медпомощи

Как показывает практика, самыми главными предпосылками к внедрению проекта «Бережливая поликлиника» являются огромные очереди в регистратуру, низкое качество медпомощи, частые жалобы пациентов на недоброжелательное отношение медперсонала.

В первую очередь в ЛПУ выявляются самые слабые и болезненные места, в соответствии с этим предлагаются пути решения:

  • распределяется нагрузка между врачами и средним медицинским персоналом;

  • оптимизируется внутренняя логистика поликлиники, потоки пациентов распределяются;

  • сокращается количество бумажной документации, учреждение переходит на электронный документооборот;

  • соблюдаются нормативы времени приёма пациента, организуется диспансеризация и профосмотр на принципе непрерывного потока пациентов.

В чем плюсы и минусы проекта «Бережливая поликлиника»

У проекта «Бережливая поликлиника» есть как положительные, так и отрицательные моменты. Так, к плюсам после внедрения проекта в ЛПУ можно отнести:

  • снижение себестоимости и точки безубыточности, устранение скрытых потерь;

  • увеличение оборачиваемости средств и запасов;

  • сокращение партий запасов и незавершенных услуг (замороженных средств);

  • уменьшение времени операций и повышение производительности труда, в том числе высвобождение ставок в штатном расписании (высвободившихся работников не увольняют, а переводить на другие направления);

  • уменьшение жалоб и претензий, повышение качества и удовлетворенности потребителей;

  • уменьшение простоев и поломок медицинского оборудования;

  • вовлечение персонала в усовершенствование;

  • повышение гибкости производства и расширение линейки медицинских услуг (на том же оборудовании);

  • высвобождение пространства, оптимизация использования производственных площадей и площадей складов;

  • дисциплина и чистота на рабочих местах (в кабинетах и в офисах);

  • уменьшение «времени цикла», т.е. от начала до конца медицинская услуга выполняется быстрее или пациент обслуживается быстрее.

Помимо очевидных плюсов у проекта есть и минусы. Чаще всего в ЛПУ существует дефицит кадров, на который оптимизация не всегда в состоянии повлиять. Также могут возникнуть трудности с обучением сотрудников поликлиники, поскольку в основном в ЛПУ работают люди в предпенсионном возрасте.

Молодые специалисты не спешат идти работать в поликлиники из-за маленькой, по их мнению, зарплаты.

Однако и в этом случае можно найти выход. Персонал поликлиники можно заинтересовать во внедрении проекта «Бережливая поликлиника», например, финансово. Выпускников медицинских вузов также можно привлечь с помощью федеральных и муниципальных программ.

Так что, если  сотрудники поликлиники больше времени тратят на заполнение бумаг, а не на работу с пациентом, если к вам регулярно поступают жалобы от пациентов на огромные очереди и невозможность попасть к какому-либо врачу, ЛПУ поможет внедрение проекта «Бережливая поликлиника».

 

Материалы по теме "Здоровье"

Рекомендуем

Новости партнеров

Загрузка...