С 1 января 2014 года начнет работать новый порядок оказания скорой медицинской помощи

45205
11 минут
С 1 января 2014 года начнет работать новый порядок оказания скорой медицинской помощи

С 2011 года были приняты ряд документов, которые стали началом реформы здравоохранения, в том числе и изменения в оказании скорой медицинской помощи.

В тот период был принят новый рамочный в сфере охраны здоровья россиян (Федеральный от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»), стартовали региональные программы модернизации здравоохранения субъектов, а также вступил в силу Федеральный от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», закрепивший основы финансирования системы здравоохранения.

Новый порядок оказания медицинских услуг скорой помощи был утвержден в июне текущего года Минздравом России (приказ Минздрава России от 20 июня 2013 г. № 388н «Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи»). Новые правила вступят в силу с 1 января 2014 года.

Напомним, что помощь оказывается при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства, как вне медицинской организации, так и амбулаторно или стационарно.

Форм скорой медицинской помощи две:

  • экстренная (при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента)
  • неотложная (в аналогичных случаях, но без явных признаков угрозы жизни пациента).

Вызов скорой медицинской помощи осуществляется по телефону («03″, «103″, «112″ или по номеру медицинской организации, ее оказывающей), с помощью SMS, а также путем непосредственного обращения в соответствующее учреждение.

При этом в случае поступления вызова скорой медицинской помощи в экстренной форме на вызов направляется ближайшая свободная общепрофильная или специализированная выездная бригада

Поводами для вызова скорой медицинской помощи в экстренной форме являются:

  • нарушения сознания, представляющие угрозу жизни;
  • нарушения дыхания, представляющие угрозу жизни;
  • нарушения системы кровообращения, представляющие угрозу жизни;
  • психические расстройства, сопровождающиеся действиями пациента, представляющими непосредственную опасность для него или других лиц;
  • внезапный болевой синдром, представляющий угрозу жизни;
  • внезапные нарушения функции какого-либо органа или системы органов, представляющие угрозу жизни;
  • травмы любой этиологии, представляющие угрозу жизни;
  • термические и химические ожоги, представляющие угрозу жизни;
  • внезапные кровотечения, представляющие угрозу жизни;
  • роды, угроза прерывания беременности;
  • дежурство при угрозе возникновения ЧС, оказание скорой медицинской помощи и медицинская эвакуация при ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.

Если же поступил вызов скорой медицинской помощи в неотложной форме, то на вызов направляется ближайшая свободная общепрофильная выездная бригада при отсутствии вызовов скорой медицинской помощи в экстренной форме.

Для вызова скорой медицинской помощи в неотложной форме поводами являются:

  • внезапные острые заболевания (состояния) без явных признаков угрозы жизни, требующие срочного медицинского вмешательства;
  • внезапные обострения хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни, требующие срочного медицинского вмешательства;
  • констатация смерти (за исключением часов работы медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях).

Изменения с 1 января 2014 года при оказании услуг скорой помощи

Большая часть положения действующего в настоящее время Порядка оказания скорой медицинской помощи (утв. приказом Минздравсоцразвития России от 1 ноября 2004 г. № 179, далее — Порядок) остались неизменными, но были конкретизированы и дополнены.

К основным новшествам можно отнести следующие.

1. Уточнены критерии оказания экстренной и неотложной скорой медицинской помощи

«Скорая» и сейчас работает в таких форматах, однако новый Порядок внес ясность в критерии их определения.

Неотложная или экстренная форма оказания скорой помощи имеет значение для определения очередности вызовов. Так, новый Порядок расставил приоритеты, уточнив, что в случае поступления вызова «скорой» в неотложной форме на него реагирует ближайшая свободная общепрофильная бригада при отсутствии вызовов в экстренной форме (п. 12 нового Порядка). Определяет, в какой форме должна быть оказана медицинская помощь, принимающий вызов медицинский сотрудник.

2. Изменены критерии учреждения станций скорой медицинской помощи

Сейчас Порядок устанавливает обязательность наличия станции скорой помощи в городах с населением свыше 50 тыс. чел., а если в городе проживает более 100 тыс. чел. — то организуются и подстанции «скорой» (п. 6, п. 17 Порядка). После вступления в силу нового Порядка количество и местоположение станций скорой медицинской помощи не будет так строго увязано с численностью проживающих в населенном пункте. Так, п. 4 нового Порядка определяет, что местоположение и территория обслуживания станций «скорой» устанавливаются с учетом численности и плотности населения, особенностей застройки, состояния транспортных магистралей, интенсивности автотранспортного движения, протяженности населенного пункта, с учетом 20-минутной транспортной доступности.

Аналогичное требование к максимальному времени доезда установлено и сейчас (п. 18 Порядка), но выполняется не всегда. Сегодня норматив доли выездов бригады скорой помощи со временем доезда до больного менее 20 минут сейчас составляет 84,7% от всех выездов, а к 2018 году он должен увеличиться до 89% (распоряжение Правительства РФ от 28 декабря 2012 г. № 2599-р).

Нередко регионы и муниципалитеты устанавливают свои требования ко времени доезда врачей — в зависимости от конкретной местности или категории вызова. К примеру, временные нормативы могут быть разграничены по месту вызова — на улицу в случае травм (15 мин.) или на дом (20 мин.) (Черногорск) либо же установлен радиус нахождения пациента, при котором время доезда не должно превышать 20 минут (к примеру, в Кировской области такой радиус составляет 15 км, а в Подольске — 10 км). Кроме того, некоторые субъекты федерации и муниципальные образования закрепляют и категории срочности вызовов в зависимости от повода с максимальным временем прибытия для каждой категории (Москва, Чувашская Республика, Сочи, Архангельск, Норильск, Петропавловск-Камчатский и др.).

3. Уточнены состав и профиль бригад скорой медицинской помощи

Действующий Порядок предусматривает работу как общепрофильных, так и специализированных бригад скорой помощи, однако состав и порядок их деятельности определены только схематично (п. 20, п. 25 Порядка).

П. 5 Приложения № 2 к новому Порядку закрепляет виды специализированных бригад (бригады анестезиологии-реанимации, педиатрические, педиатрические анестезиологии-реанимации, психиатрические, акушерско-гинекологические) и определяет, что специализированную бригаду должна вызвать общепрофильная бригада в случаях, когда состояние пациента требует использования специальных методов и сложных медицинских технологий, выполняя на месте до ее прибытия максимально возможный объем медицинской помощи собственными силами и средствами (п. 17 Приложения № 2). Конечно, специализированная бригада может быть направлена больному и сразу после поступления вызова, решение об этом должны принять фельдшер или медсестра по приему вызовов (п.7, п. 8 Нового порядка).

4. Детально прописаны правила эвакуации пациента

В частности, определено:

  • кто принимает решение об эвакуации (медицинский работник выездной бригады «скорой» либо руководитель,его заместитель по лечебной работе или дежурный врач в случае, если в медицинской организации отсутствует возможность оказания необходимой медицинской помощи);
  • по каким критериям определяется медицинская организация, куда доставят больного (исходя из тяжести его состояния, минимальной транспортной доступности до местоположения медицинской организации и ее профиля);
  • какие действия должны выполнять сотрудники выездной бригады во время эвакуации больного (мониторинг состояния функций организма пациента и оказание необходимой медицинской помощи);
  • в каких случаях необходима авиаперевозка пациента (противопоказания к эвакуации наземным транспортом, удаленность места происшествия от медицинской организации, масштабы происшествия и т. д.).

5. Утверждены новые стандарты оборудования карет и станций скорой медицинской помощи

Теперь оснащение машин «скорой» учитывает появление новых видов медицинской техники и позволяет применять современные медицинские технологии. Так, в распоряжении бригад скорой помощи должны будут появиться устройства контроля качества проведения непрямого массажа сердца с голосовыми подсказками, аппараты искусственной вентиляции легких для детей и новорожденных, спинальные щиты с устройством для фиксации головы и т. д. (Приложение № 5 к новому Порядку).

Кроме того, на машины скорой помощи должны быть установлены видеорегистраторы и навигаторы с возможностью использования спутниковой системы ГЛОНАСС. Последними оснащены сегодня более чем 19,5 тыс. машин скорой помощи и 2,5 тысячи станций скорой помощи, а в некоторых регионах (Чувашская республика) навигаторы есть во всех каретах скорой помощи. По словам министра здравоохранения Вероники Скворцовой, это очень выручает сельскую медицину, поскольку позволяет передавать на расстоянии электрокардиограмму в центральную районную больницу, круглосуточно иметь возможность проконсультировать бригаду и, таким образом, правильно начинать лечить больных дома или в машине скорой помощи.

Платная и бесплатная скорая медицинская помощь

С 1 января 2011 года вступил в силу Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», который вызвал живейший интерес еще на стадии создания соответствующего законопроекта и внесения в Госдуму (интрига заключалась и в том, что разрабатывался документ Правительством РФ, а нижней палате парламента был представлен группой депутатов). Были закреплены правовой статус участников ОМС и механизм их взаимодействия, а пациенты приобрели право свободно выбрать не только страховую компанию, но и медицинскую организацию, а также конкретного врача.

С 2013 года в систему ОМС была включена и служба скорой медицинской помощи (а с 2015 года это правило распространится и на высокотехнологичную медицинскую помощь). Это означает, что теперь расходы на оказание медицинских услуг бригадами скорой помощи возмещаются за счет средств ФОМС (так называемая «одноканальная» система финансирования), а не напрямую из соответствующих бюджетов, как это было раньше. Сделано это было для того, чтобы эффективнее расходовать государственные средства, увязав их с объемом оказанных медицинских услуг, а также оценить качество работы бригады «скорой».

Некоторые регионы в порядке эксперимента уже давно ввели «одноканальную» схему финансирования скорой медицинской помощи — так, Тюменская Станция скорой помощи практикует такой порядок еще с 1 января 2005 года.

Сразу возникает вопрос о том, как это отразится на пациентах, особенно не имеющих полиса ОМС. Государственные гарантии оказания медицинской помощи предусматривают, что скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается гражданам бесплатно (постановление Правительства РФ от 22 октября 2012 г. № 1074 «О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов»). А в конце декабря 2012 года Минздрав России пояснил, что финансовое обеспечение скорой медицинской помощи не застрахованным и не идентифицированным в системе обязательного медицинского страхования гражданам обеспечивается за счет бюджетных средств региона (письмо Минздрава РФ от 25 декабря 2012 г. № 11-9/10/2-5718 «О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов»).

Это означает, что даже если у гражданина нет медицинского полиса, карета скорой помощи приедет и окажет ему помощь бесплатно, и, что немаловажно, впоследствии никто не будет требовать от такого гражданина возмещения расходов государства.

Кстати, для пациентов, недовольных качеством оказанной бригадой скорой помощи услуги или ответом диспетчера, это нововведение расширило круг инстанций для обжалования. Теперь в случае оказания услуг скорой медицинской помощи ненадлежащего качества или отказа в их оказании застрахованное лицо вправе обратиться к страховой компании, выдавшей ему ОМС, с требованием о проведении экспертизы качества медицинских услуг (ранее существовала возможность обжалования качества оказанных услуг только внутри медицинской системы или в судебном порядке). В случае установления факта нарушения прав пациента медицинская организация будет обязана возместить ущерб (приказ ФФОМС от 1 декабря 2010 г. № 230 «Об утверждении Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию»).

Но если для пациентов новая система финансирования скорой помощи не повлекла нежелательных последствий, то на работе самой «скорой» она иногда отражается негативно. По признанию самих медиков, прозвучавших на «Прямой линии с Владимиром Путиным», которая состоялась 25 апреля 2013 года, зарплата фельдшеров скорой медицинской помощи с начала года существенно снизилась. Президент ответил, что средства на доплату медикам были перечислены в систему ОМС и доведены до регионов. «Полагаю, что здесь проблема не денежная, а управленческая», — подчеркнул он.

Отметим, что в некоторых местностях «скорые» оказывают платные услуги. Правила предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг (утв. постановлением Правительства РФ от 4 октября 2012 г. № 1006) позволяют осуществлять такую деятельность, однако существует запрет на платное оказание скорой помощи в неотложной или экстренной формах (пп. «г» п. 7 Правил).

Чаще всего к платным медицинским услугам относятся транспортировка больных, не нуждающихся в экстренной или неотложной медицинской помощи, обслуживание общественных и спортивно-массовых мероприятий, транспортировка крови и других биоматериалов в лабораторию, рентген, допплерография и УЗИ на дому и т.д. Такая практика существует, например, в Москве и Санкт-Петербурге, причем администрация Станции скорой и неотложной медицинской помощи им. А.С. Пучкова г. Москвы подчеркивает, что этот вид медицинской помощи оказывается за счет дополнительно открытых бригад скорой помощи.

Вызвать платную государственную «скорую» может гражданин, имеющий полис ДМС, при условии наличия договора между соответствующей страховой компанией и станцией скорой помощи. Прочим категориям заказчиков за вызов хозрасчетной бригады необходимо будет заплатить около 3-4 тыс. руб. за один час работы, и это вполне сопоставимо со стоимостью услуг распространенной в последнее время частной «скорой» помощи.

Приказ Министерства здравоохранения РФ от 20 июня 2013 г. N 388н «Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи» вступает в силу с 1 января 2014 г. Зарегистрирован документ в Минюсте РФ 16 августа 2013 г. Регистрационный № 29422.

Теги
помощь

Материалы по теме "Здоровье"

Рекомендуем

Загрузка...