Страховые компании, выдающие медицинские полисы, должны помогать в выборе врача

8485
6 минут
Страховые компании, выдающие медицинские полисы, должны помогать в выборе врача

Россияне часто жалуются на некачественную или необоснованно платную медицинскую помощь, полученную в системе обязательного медицинского страхования. Улаживать конфликтные ситуации призваны страховые медицинские компании, а познакомиться с их деятельностью пациентам поможет Рейтинг сайтов страховых компаний, работающих в системе ОМС за 2014 год.

"Бесплатный" медполис сегодня есть практически у каждого россиянина, однако не все знают о том, для чего существуют организации, которые выдают эти документы. Между тем, медицинские страховые компании, работающие в системе обязательного медицинского страхования (ОМС) могут не только выдавать полисы, но и отстаивать интересы пациентов и помогать им в выборе нужной клиники и врача.

Информация об этом должна присутствовать на сайтах страховых компаний, но всегда ли она понятно и разумно изложена для пациентов?

Рейтинг сайтов страховых компаний, работающих в системе ОМС в 2014 году, подготовленный "Социальным навигатором" МИА "Россия сегодня", поможет пациентам найти ответ на этот вопрос и выбрать наиболее адекватную с их точки зрения страховую компанию.

Составители рейтинга в мае 2014 года оценили сайты страховых компаний, работающих в системе ОМС, по методике, разработанной в РИА Новости в предыдущие два года. Они учитывали наличие на сайте сведений о компании (деятельность, опыт работы, составе учредителей и т.д.), контактных данных (адреса и телефоны страховой компании, территориального фонда ОМС, пунктов выдачи полисов) и аналитической информации (права и обязанности граждан, порядок получения полиса, нормативно-правовые акты и т.д.).

В исследование вошли  56 страховых компаний, на десять меньше, чем годом ранее, это связано с организационными переменами, произошедшими за это время в компаниях.

Лидерами рейтинга в 2014 году стали ЗАО "Медицинская страховая организация "Надежда" (97,2 балла), ОАО "Страховая медицинская компания "АСТРАМЕД-МС" (93,1 балл), ООО "Страховая медицинская компания РЕСО-МЕД" и ОАО "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" (по 92,4 балла).

Что предлагают сайты страховых медицинских компаний?

Очень много внимания на сайтах уделено процедуре выдаче полиса, однако на самом деле эта проблема не является особенно актуальной: задача сайта страховой компании — максимально помочь людям в получении медицинской помощи и решить связанные с этим проблемы, полагает ведущий научный сотрудник НИИ Организации Общественного здоровья и управления здравоохранения Первого МГМУ им. И. М. Сеченова Андрей Рагозин.

"Большинству людей некогда читать законы и ведомственные документы, им нужно быстро получить медицинскую помощь. Человек заходит на сайт, но ничего кроме предложений пожаловаться, там не находит. А ведь ему не нужно жаловаться, он только хочет найти лечебное учреждение, где ему быстро и качественно помогут, а не заниматься поисками среди знакомых или полагаться на случай "уж куда привезут"", — пояснил эксперт.

Что должно быть на сайте страховой компании?

С точки зрения интересов пациента, на сайтах страховых компаний должна появиться информация, которая позволила бы застрахованному лицу в рамках закона выбрать медицинскую организацию, получить поддержку в организации медпомощи и контроль за ее оказанием. Здесь были бы уместны простые и понятные пациентам рейтинги лечебных учреждений с точки зрения их эффективности и результатов работы, полагает Андрей Рагозин.

"На сайтах должен быть интерактив, он-лайн консультация типа: "Ищете лечебное учреждение? Нужна поддержка в организации помощи вам или вашему близкому? Свяжитесь с нами, мы поможем". Но такого, увы, пока нет", — отметил он.

Вообще проблема поддержки пациента, которому нужно выбрать клинику и врача, сегодня стоит в системе ОМС достаточно остро, полагают эксперты. Если страховая компания будет помогать пациенту попасть в то лечебное учреждение, которое может оказать ему помощь, это позволит серьезно сократить расходы времени и средств и повысить эффективность медицинской помощи.

На практике функции страховой компании для пациентов сводятся лишь к выдаче полисов и, реже, защите его прав.

"Обязанность страховой компании — выступать на стороне пациента, быть его защитником, адвокатом, чтобы вся медицинская помощь, гарантированная государством, была оказана в полном объеме, в нужный срок и в надлежащем качестве. Страховая компания должна быть на стороне пациента в случае каких-то неувязок, конфликтов и недопониманий", — рассказал Александр Абдин.

Если страховые компании называют себя адвокатами пациентов, тогда они обязаны и вести так же, как адвокаты – разбираться  во всех проблемах и очень оперативно реагировать на каждую жалобу, ведь речь идет о здоровье пациента, рассказала адвокат Московской коллегии адвокатов Анна Орешкова.

"На практике часто бывает, что жалобы либо остаются вообще без ответа, либо пациенты получают отписки, что проведена проверка и медпомощь оказана качественно. При этом мнение страховых экспертов нередко оказывается прямо противоположным мнению специалистов из экспертных медицинских учреждений", — отметила она.

К сожалению, и пациенты, не удовлетворенные качеством медобслуживания, нечасто обращаются в страховые компании, несмотря на то, что сегодня во многих больницах и поликлиниках для обращений пациентов созданы специальные условия: там стоят так называемые "страховые столы", за которыми дежурят представители страховых компаний.

"Как правило, пациенты пытаются сами решить возникшую проблему, но у них это редко получается. Потом они обращаются в общественные организации по защите прав пациентов. Там им, конечно, объясняют, что самое верное – обратиться в свою страховую компанию", — отметила Анна Орешкова.

Права страховых медицинских компаний

Между тем, согласно Закону об ОМС, у страховых компаний достаточно большие права по защите прав пациентов: от очного содействия при проведении консилиумов, перевода пациента из одного учреждения, где ему не могут оказать помощь, в другое, заканчивая штрафными санкциями к нерадивым больницам и поликлиникам, которые нарушают права застрахованных граждан.

На практике пациенты чаще всего обращаются к страховщикам с жалобами на незаконное взыскание денег за бесплатную медицинскую услугу. Обычно подобные конфликты разрешаются в пользу пациента, и в подавляющем большинстве случаев споры между пациентами и медицинской организацией удается уладить до суда.

Сегодня обоснованных жалоб на медицинскую помощь очень много, отметила Анна Орешкова. Есть проблемы с лекарственным обеспечением, с недоступностью медицинской помощи, существуют огромные очереди к специалистам.

"Хотелось бы призвать страховые компании выполнять свои функции, смотреть на пациента с сочувствием и пытаться встать на его сторону. У них есть огромный штат высококлассных экспертов, которые должны грамотно разбираться в ситуации. Если врачи действительно совершили ошибку или некачественно оказали помощь, то пациента нужно защищать", — резюмировала она.

Материалы по теме "ОМС и ДМС"

Рекомендуем

Загрузка...