Тайна Сизифа. О свободе быть собой

2836
6 минут
Тайна Сизифа. О свободе быть собой
Если бы Сизиф - самый хитрый грек, - узнал, как сегодня интерпретируется его история, наверняка бы от души рассмеялся, но вряд ли упустил возможность использовать это во благо своих целей! Сизиф был необычным человеком. Это выражалось во многих вещах. Например, в его умении использовать проблемы вместо золотого ключика, отпирающего двери с табличкой «самый короткий путь к твоей цели». Или в поступках, логика которых была непонятна никому - ни простым смертным, ни жителям Олимпа. Его действия могли казаться абсурдными, а результаты - поражать воображение богов.

На благо собственных интересов он мог использовать не только подвернувшиеся возможности, а и самые трагичные обстоятельства. Он был неординарной личностью и совершал неоднозначные поступки. Его ненавидели и любили, его презирали и им гордились, его боялись и на него надеялись.

Отношение разных людей и богов к нему отличалось до неузнаваемости. Но что объединяло всех его современников, так это то, что ни понять его, ни помешать ему не мог никто - он всегда достигал своей цели. За это его и прозвали «самым хитрым греком». Но сегодня большинству людей известна только вторая часть этой истории - о том, как разгневанные боги Олимпа приговорили Сизифа вкатывать на гору камень, который с самой вершины постоянно срывался обратно к подножию. Сегодня понятием «Сизифов труд» обозначается тяжелая, бесконечная и безрезультатная работа.

Мифом о Сизифе принято иллюстрировать проблему работоголизма. А его имя использовано Э.Берном для описания одного из неудачных жизненных сценариев, когда приближение к вершине своего успеха заставляет человека все рушить и начинать сначала - снова и снова. Работоголик, неудачник…. Как это рознится с образом «Самого хитрого грека» - никем непобежденного и всегда добивающегося своего… Как случилось, что главная часть его истории оказалась за границей всеобщего внимания? В одной из телепередач, довольно смелый физик, объясняя отношение своих коллег к работам Николо Тесла, высказал следующую мысль. Когда имеешь дело с тем, чего не можешь достаточно хорошо понять, бывает гораздо проще сделать вид, что этого не было, «забыть», чем признаться в своей некомпетентности по данному вопросу. Возможно, ход мыслей и логика поступков Сизифа так далеко вырвались за привычные рамки, что остаются непонятыми до сих пор? Возможно, забвение первой части его истории и однобокая интерпретация второй – от желания упростить и хоть как-то встроить ее в привычные схемы? Ведь посмотрите, какой парадокс произошел.

История «наказания» Сизифа иллюстрирует неудачный жизненный сценарий. Особенности поведения «работоголиков» действительно напоминают монотонные манипуляции с непослушным камнем. Но!.. до сих пор настойчиво игнорируется то, что перед «наказанием» в жизни Сизифа произошло одно очень важное событие – он умер.

Возникает вопрос: если историей, которая произошла после смерти человека, считается уместным иллюстрировать поведение некоторых живых людей, то почему этот «небольшой нюанс» не включается ни в одно объяснение причин их «ненормального» поведения? А?.. Хитрый грек опять провел всех вокруг пальца! Возможно, стремление вписать все в привычные схемы - это ловушка, которая до сих пор не позволяет кому-то добраться до сокровищ этого мира… Хотите узнать тайну Сизифа? Тогда для начала желательно выяснить, с чем вы имеете дело. Пока все просто – это миф о Сизифе. Похоже, что дальше нужно сделать два шага: узнать всю историю о Сизифе и понять что такое миф. Изучая какие-то истории, безжалостно убирайте из них все частные точки зрения или проверяйте их обоснованность. Тогда вы не заблудитесь и сможете дойти до сути.

Целостная история Сизифа есть, например, здесь

Найдете другие интересные ресурсы – сообщите, если не трудно. Теперь о мифе. Да простят нас строгие научные определения за их перевод на нормальный человеческий язык. Если совсем просто, то миф – это способ передачи коллективного или индивидуального сообщения, которое «запечатывается» в образную форму и обобщенно рассказывает о действительности. Вскрыть его можно с помощью чувственного восприятия полученного образа, т.е. через свои собственные органы чувств: зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания. Они «включаются» через воображение - когда вы встаете на место главного героя, начинаете смотреть его глазами, слышать его ушами, ощущать напряжение его/своих мускул... Тихонько улыбнитесь, ведь вы – самый хитрый грек, который ввел в заблуждение всех и беспрепятственно продвигается к своей цели. Ориентируйтесь на собственные ощущения. Пусть мысль идет за ними, а не наоборот. Иначе вы получите абстракцию, у которой нет четкой связи с реальностью.

И знайте - миф это не инструкция к применению. Он не учит, в нем нет однозначного ответа на какой-то вопрос. Мифологическое сообщение дает возможность из обобщенного, многогранного знания добывать информацию, важную и ценную для вашей собственной жизни, для достижения ваших собственных целей. Это как с определением общих понятий. Например, «любовь» в общих чертах понимается всеми примерно одинаково. Но если самому погрузиться в ощущение, в состояние любви, то можно вполне конкретно осознать что она значит именно для вас. Проверьте – такого смысла, который вложите в это слово вы, больше не найдется ни у кого. Да, мы все подобны, но не одинаковы. Мы разные. И именно это норма. У нас у всех есть тело, но наши тела разные. Мы смотрим на один предмет, участвуем в одном событии, живем в одно время, но при этом переживаем разные впечатления, делаем разные выводы, принимаем разные решения…

Эрик Берн открыл одну грань мифа о Сизифе. Он показал последовательность развития событий в жизни человека, которому не удается достичь вершин своего успеха. Здесь тайна выразилась в отказе от запрета добиваться большего результата, чем достигли близкие для тебя люди. В отказе от убеждения, что без их помощи ты ничего не стоишь и ничего не сможешь. В принятии права самостоятельно идти к своей собственной цели. Более подробно об этом можно прочитать в книге «Игры, в которые играют люди». Просто посмотрите оглавление. Нужный раздел найдется без особого труда.

Меня, например, история Сизифа привела к другому выводу: если твои действия постоянно заканчиваются неудачей, значит, ты мертв. Но если ты жив, значит, твои целенаправленные действия постоянно заканчиваются удачно. Робкое возражение наткнулось на известную историю о голодной обезьяне, которая увидела банан. В результате «неудачных» попыток его достать, она открыла новое орудие, разработала технику его применения и наелась. Основания думать, что моя настойчивость и сообразительность могут быть меньше, чем у голодной обезьяны или что результаты неудачного опыта пусты и не содержат подсказок, оказались смешными. Другие планы сопротивления мой внутренний Сизиф разгромил всего одной строкой из классной книги: когда ученые искали средство от давления, была открыта виагра; когда Колумб искал берега Индии, была открыта Америка; в результате неудачного опыта появился пенициллин и изобретено многое другое. Не ошибается тот, кто ничего не делает.

Добиваясь живой, значимой для самого себя цели, ты просто обречен на отличный результат. Потому что тогда даже ошибка становится золотым ключиком к сокровенной тайне. После всего этого очень захотелось дать свободу для своего внутреннего «неудачника» и добавить свое имя в историю мировых открытий... Неслабо, да?.. А какой гранью своей тайны Сизиф подмигнул вам?.. Расскажите, не жадничайте.

Материалы по теме "Стиль, карьера, имидж"

Рекомендуем

Загрузка...