Каждое предприятие обязано иметь аптечку. Требования и комплектность аптечки

23697
4 минуты
Каждое предприятие обязано иметь аптечку. Требования и комплектность аптечки
С 1 января 2012 года вступил в действие приказ Минздравсоцразвития России "Об утверждении требований к комплектации изделиями медицинского назначения аптечек для оказания первой помощи работникам".
На каждом предприятии и в каждом офисе отныне должна быть аптечка с набором перевязочных средств, резиновыми перчатками, защитной медицинской маской, жгутом для остановки кровотечения, пластырями, булавками, ножницами, устройством для проведения искусственного дыхания, блокнотом, ручкой и термопокрывалом.
По законодательству о труде отсутствие аптечки где бы то ни было карается Кодексом РФ об административных правонарушениях. Должностные лица могут быть наказаны штрафом в размере от одной до пяти тысяч рублей, а юридические - от тридцати до пятидесяти тысяч рублей либо административным приостановлением деятельности на срок до девяноста суток. При повторном нарушении работодатель может быть дисквалифицирован на срок от года до трех. Легко заметить, что в комплект аптечки не входят элементарные и самые популярные лекарства. Судя по составу, указанные медикаменты могут быть полезны лишь при различных травмах и несчастных случаях: порезах, ушибах, ожогах, переохлаждении или, напротив, перегреве (именно поэтому у термопокрывала две стороны - одна согревает, другая охлаждает). Удивительно, но в состав аптечки не включены лекарства, которые помогут при сердечном приступе или отравлении работника, внезапном повышении температуры или необъяснимой потере сознания. Это явно противоречит статье 223 Трудового кодекса РФ , которая называется "Санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников". В ней говорится: "...Работодателем... создаются санитарные посты с аптечками, укомплектованными набором лекарственных средств и препаратов для оказания первой медицинской помощи..." (тот факт, что лекарственные средства и препараты суть одно и то же, остается на совести законодателя). Но и в том, что из аптечек исчезли лекарства, есть своя логика. "По закону, хранение лекарств осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую или медицинскую деятельность, а также осуществляющими обращение лекарственных средств, - пояснили в департаменте организации медицинской профилактики, медицинской помощи и развития здравоохранения минздравсоцразвития. - То есть хранение лекарств юридическими лицами (индивидуальными предпринимателями) и их работниками, не имеющими специального разрешения (лицензии) на осуществление медицинской или фармацевтической деятельности, не представляется возможным. "Современные препараты становятся все более мощными и требуют очень точной диагностики, - высказал свое мнение замдиректора московского Центра экстренной медицинской помощи профессор Леван Стажадзе. - Применять их самостоятельно опасно". Большой вопрос и с условиями хранения и сроками годности. Бинты могут храниться в шкафу и зимой, и летом, но если перегреются лекарства, они могут стать ядом. Значит, нужен холодильник и специалист, который знает, как их надо хранить. Так что хранить в ящике рабочего стола или даже в сейфе упаковку но-шпы или пузырек корвалола, строго говоря, означает нарушать закон. Поэтому если ваш коллега вдруг схватится за сердце или, хуже того, упадет в обморок, срочно звоните в "Скорую" - по правилам, утвержденным тем же минздравсоцразвития, первую помощь могут оказывать лишь "лица, прошедшие специальную подготовку по оказанию первой помощи". И никак иначе. Хотя в приказе "О первой помощи" под пунктом 8 значится: "Проведение опроса больного на наличие признаков сердечного приступа", но опрашивать-то тоже имеют право лишь те самые "лица", а не первый, кто окажется рядом. Правда, руководитель может своим приказом назначить ответственным за комплектацию и содержание аптечки любое должностное лицо из подчиненных и даже направить его на спецподготовку по первой помощи, которую можно пройти в территориальных центрах медицины катастроф, подразделениях Российского Красного Креста и образовательных медицинских учреждениях. Вот после этого лицо и сможет спрашивать: "Вам плохо?" Правда, помочь-то оно ничем не сможет - в аптечке ничего полезного для такой ситуации нет, а бинты от приступа стенокардии все-таки помогают плохо. Возникают к приказу об аптечках и другие вопросы. Почему, например, их состав одинаков и для безобидного офиса, где можно разве что простудиться от кондиционера или порезаться листом бумаги, и травмоопасного горячего цеха, где случается всякое? Или почему их размер одинаков для конторы с тремя работниками и для цеха, где их целых сто? "Перечень мероприятий по оказанию первой помощи, установленный приказом минздравсоцразвития N 353н "О первой помощи", одинаков для работников предприятий с различными классами профессионального риска, поэтому требования к комплектации аптечки унифицированы, - ответили все в том же департаменте министерства. - Вопросы нормирования количества аптечек, укладок, наборов и комплектов для оказания первой помощи не отнесены к компетенции минздравсоцразвития. До принятия стандартов безопасности труда этот вопрос может решаться работодателем". Итак, ответственность за наличие аптечки несет работодатель. Но большинство из них о том не знает и даже не догадывается. Вниманию работодателей! Купите аптечку и назначьте ответственное за нее должностное лицо. И доведите, пожалуйста, до сведения своих работников, что аптечка у вас есть. Даже если она в ближайшие 50 лет никому не понадобится.

Материалы по теме "Здоровье"

Рекомендуем

Загрузка...