Накопительная часть пенсии будет выведена из обязательной системы

2554
4 минуты
Накопительная часть пенсии будет выведена из обязательной системы
Министерство предлагает поэтапную схему вывода накопительной компоненты из обязательной системы. С 2011 года — разделить накопительную часть, выплачиваемую ПФР, и накопительную пенсию, выплачиваемую НПФ (во втором случае гражданин сможет по договору с НПФ регулировать условия инвестирования, назначения, выплат пенсии, в том числе получить всю сумму единоразово, передать наследникам и т. п.).
Напомним: накопительная часть пенсии формируется за счет ежемесячных взносов работодателя в размере 6% (с 2008 года) от размера заработной платы каждого работающего гражданина. Эти средства аккумулируются на индивидуальных пенсионных счетах и инвестируются с целью защиты от инфляции и приумножения.
Минздравсоцразвития в докладе правительству предлагает сделать накопительную часть пенсии делом добровольным. Как пишут «Ведомости», де-юре эти деньги принадлежат государству, но пользоваться ими (тратить на финансирование текущих пенсий) оно не может, а гражданин, на личном счету которого они копятся, сильно ограничен в распоряжении накопленным. Жесткие рамки инвестирования накоплений не позволяют скопить сколько-нибудь значимой суммы: при доходности 4% сверх инфляции для вышедших на пенсию в 2035 г. при 30 годах стажа сумма накоплений составит лишь 16% среднего размера ежемесячной пенсии. Низкие зарплаты — еще одна причина неуспеха накоплений и равнодушия к ним населения: у 80% застрахованных весь заработок уходит на текущее потребление. Плохо и гражданам, и государству, отмечает издание. С появлением накопительной компоненты пенсии в 2002 году часть собранных доходов направлять на расходы стало нельзя, а источник покрытия выпадающих доходов не предусмотрели, более того, тариф на базовую часть пенсии в 2005 году снизили, после чего прежде профицитный бюджет Пенсионного фонда (ПФР) попал в прочную зависимость от федерального бюджета. Чтобы избежать дефицита, нужно увеличить либо тариф страхового взноса в ПФР до 32-34% (сейчас — 20%, с 2011-го — 26%), либо численность занятых на 22,6 млн человек. Ни то ни другое невозможно, указывает министерство. А если бы накопительные 6 процентных пунктов тарифа не изымались из расходной базы, как сейчас, то на 40 лет хватило бы тарифа в 22-23%. Министерство предлагает поэтапную схему вывода накопительной компоненты из обязательной системы. С 2011 года — разделить накопительную часть, выплачиваемую ПФР, и накопительную пенсию, выплачиваемую НПФ (во втором случае гражданин сможет по договору с НПФ регулировать условия инвестирования, назначения, выплат пенсии, в том числе получить всю сумму единоразово, передать наследникам и т. п.). С 2013 года — обязать работодателей отчислять 6% с застрахованного заработка работника (в 2011-м — 463 000 руб., ежегодно индексируется на рост средней зарплаты) в НПФ по собственному выбору либо по выбору работника. При отсутствии выбора средства аккумулируются в специально создаваемом Государственном накопительном пенсионном фонде, который их никуда не инвестирует, а для предотвращения обесценивания от инфляции размещает на банковских депозитах. С государства должна быть снята ответственность за неэффективное инвестирование частниками пенсионных накоплений, пишет министерство, но нужно создать механизм страхования рисков самими НПФ. Можно вообще освободить от этой повинности, пишет Минздравсоцразвития про накопительную часть, работников с заработком ниже среднего по стране — им лучше остаться в солидарно-распределительной системе. Если перевести накопительную часть на добровольную основу, активными участниками останутся те же 6 млн человек, которые передали накопления в НПФ. Все накопленное молчунами, если они не выберут себе НПФ, можно передать в ПФР и включить в расчетный пенсионный капитал. Это, по данным управляющего средствами молчунов Внешэкономбанка, 733,3 млрд руб. на конец III квартала. В докладе есть и другие сценарии — не оптимизации расходов, а повышения доходов пенсионной системы. Например, отмена льгот по страховым взносам, в том числе для индивидуальных предпринимателей; закрепление за ПФР дополнительного источника доходов — например, части НДС. Еще Минздравсоцразвития предлагает, чтобы 6% накопительного взноса платил не работодатель, а работник. В докладе есть варианты модификации пенсионной системы, ни один из них не окончательный, говорит представитель Минздравсоцразвития. Никакой ликвидации накопительной компоненты министерство не предлагает, сообщил замминистра Юрий Воронин, все решения будут приниматься после широкого обсуждения со всеми сторонами. Напомним, к началу 2021 года в России доля людей в возрасте 65 лет и старше составит 22 млн человек. Как заявила министр здравоохранения и социального развития РФ Татьяна Голикова, по сравнению с началом 2009 года пенсия вырастет на 2,14%. Что касается ежемесячных денежных выплат, то, как напомнила Голикова, с 1 апреля 2010 года их размер увеличен на 10% и будет ежегодно индексироваться с учетом роста индекса потребительских цен. Кроме того, с 1 января 2010 года неработающие пенсионеры получают социальные доплаты к пенсии, если ее размер ниже прожиточного уровня гражданина. По состоянию на 1 августа 2010 года такие доплаты получали, в общей сложности, 4,8 млн человек. Именно такое число пенсионеров еще в прошлом году имели пенсию ниже прожиточного минимума.

Материалы по теме "Реформа пенсии"

Рекомендуем

Загрузка...