Когда мы говорим: «Цель», - подразумеваем «Решение проблемы»

2352
5 минут
Когда мы говорим: «Цель», - подразумеваем «Решение проблемы»
Цели не берутся ниоткуда. Они возникают, когда есть необходимость восстановить нарушенный баланс. Так, испытывая нехватку чего-либо, мы стремимся к восстановлению ресурсов, а располагая какими-то излишками, ищем область эффективного применения свободных ресурсов. Если у человека есть программа действий по восстановлению необходимого баланса, то она может запускаться и реализовываться автоматически. Например, мы не особо задумываемся, когда готовим и едим пищу или отправляемся отдыхать, испытывая потребность в пополнении своих энергетических ресурсов. Но когда что-то препятствует реализации имеющейся у нас программы или в силу каких-либо причин она оказывается недостаточно эффективной, тогда мы осознаем необходимость в постановке и достижении определенной цели. О существовании такой необходимости, как правило, сигнализирует внутренняя неудовлетворенность каким-то процессом или результатом. Например, где-то произошла авария, нарушив подачу электроэнергии, и мы начинаем испытывать трудности в приготовлении пищи. Или продолжая придерживаться привычного режима дня, все чаще просыпаемся «разбитыми» или раздраженными. Тогда возникает вопрос: «Что делать?». Однако прежде чем разрабатывать план действий, желательно задать себе встречный вопрос: «Ради чего делать что-то?» Ответ на него – это гарантия достижения желаемого результата. Если не успеть сделать этого, то можно начать «бороться» не с реальной проблемой, а с вызванными ею последствиями или вовсе не относящимися к делу «ветряными мельницами». Например, можно устроить скандал аварийной службе или начать «контролировать» свои негативные эмоции. Только дело в том, что длительные переговоры с энергетиками не приблизят, а отдалят момент утоления голода, а подавление негативных эмоций вызовет увеличение их интенсивности, поскольку посредством негативных эмоций психика более-менее безопасным образом привлекает наше внимание к нарушению важных внутренних процессов. Таким образом, в четких целях всегда есть информация:
  • о нарушении баланса чего-либо,
  • о наличии некоторой потребности (а иногда и о степени ее выраженности),
  • о наличии факторов, препятствующих удовлетворению потребности или об отсутствии методов или средств ее удовлетворения (т.е. о существующей проблеме),
  • о предполагаемых способах решения проблемы и
  • о желаемых/ожидаемых результатах планируемых действий.
Много? Ничего подобного. Просто мы редко обращаем на это внимание. Судите сами. Вот ряд целевых фраз: «Пить сильно хочется. Водички не найдется?», «Надо выпить кофе перед совещанием», «Спасибо, чая больше не нужно – и так скоро булькать начну». Выше перечисленная информация содержится здесь неявно, но достаточно легко «считывается», даже не взирая на то, что до четко сформулированных целей им далековато.

Проблема

Формулируя проблему, важно помнить, что она содержит информацию о разрыве между чем-то и чем-то. Например, когда мы испытываем жажду, то отсутствие воды может оказаться проблемой, поскольку возникает разрыв между потребностью и средством ее удовлетворения. Само по себе отсутствие воды не является проблемой, когда в ней нет необходимости. Поэтому если мы хотим добиться эффективности в своей целенаправленной деятельности, желательно избегать обобщений. Обобщения устраняются при помощи уточняющих вопросов. Важно стремиться к пониманию того, в чем именно кроется «точка разрыва», между чем именно образовалась «пропасть».

Результат

Результат - это образ желаемого будущего. Пока нет ясного представления о том, чего именно мы хотим достичь в результате решения проблемы, браться за постановку цели бессмысленно. Образ желаемого будущего может быть сформирован «прямо» или «от противного». «Прямо» - это когда нам легко удается ответить на вопрос «Что именно я хочу в результате?». Принципом «от противного» можно воспользоваться, если ответ на прямой вопрос никак не формулируется. Тогда можно сделать следующее. - Излагаем причину своего неудовлетворения/неудовольствия. По сути, вы опишите то, в чем видите проблему. - Задаем себе вопрос: «Чему именно это мешает - что было бы, если бы этого не было?». По сути, вы «заглянете за проблему», чтобы увидеть желаемое. - Задаем себе следующий вопрос: «Как достичь желаемого при имеющейся проблеме?». Да, именно так. Не «Как устранить проблему, чтобы достичь желаемого?», а именно «Как достичь желаемого при имеющейся проблеме?». Ответ на этот вопрос и окажется искомой целью. Первый «фокус» в том, что когда мы сталкиваемся с проблемой, которую можем каким-то образом устранить, то редко испытываем необходимость напрягать извилины, формулируя новые цели. Второй «фокус» - процесс «устранения» и «решения» проблемы не одно и то же. Третий «фокус» - мы никогда всерьез не задаемся вопросами, на которые не имеем шанса найти ответ. Критерий адекватно поставленной цели – ощущение внутреннего удовольствия от предвкушения ее реализации. Так, например, если предвкушение «скандала» с энергетиками рождает в вас дополнительное раздражение, а никак не умиротворение, то, скорее всего, вы на ложном пути. Имея конкретную информацию о реальной проблеме, поставить адекватную цель и разработать соответствующий план действий будет гораздо проще. Имея конкретную информацию о желаемом результате, будет гораздо проще корректировать цель или программу действий, добиваясь большего соответствия между полученным и запланированным результатом. ВНИМАНИЕ, если приближаясь к ожидаемому результату, вы не чувствуете наполняющего вас удовольствия, значит нужно вернуться к выявлению реальной проблемы. Скорее всего, в чем-то вы были не совсем искренни с самим собой. Автор: Гращенкова Наталья Другие статьи автора: Принципы постановки цели Революция сознания — хотелось «как лучше», а получилось «как всегда» (продолжение) Революция сознания — хотелось «как лучше», а получилось «как всегда» (окончание)

Материалы по теме ""

Рекомендуем

Загрузка...