Опубликован официальный список столичных школ с высоким уровнем образования

2487
4 минуты
Опубликован официальный список столичных школ с высоким уровнем образования
Опубликован официальный список столичных школ, «стабильно обеспечивающих высокий уровень образования». Какие эксперты и по каким критериям отбирали учебные заведения — неизвестно. Список обнажил и проблему социального расслоения населения города по географическому принципу — в четырех округах нашлось гораздо больше хороших школ, чем в других секторах столицы. В «Список московских школ, стабильно обеспечивающих высокий уровень образования», опубликованный на сайте городского департамента образования, вошло около 300 школ. Больше таких учебных заведений располагается в Юго-Западном (55) и Западном (53) административных округах. За ними с большим отрывом идут Южный (42) и Центральный (41) округа. Хуже всего дела обстоят в школах Зеленограда (4) и САО (14). «Мое отношение к списку школ очень позитивное. Наконец департамент назвал вещи своими именам», — говорит Ефим Рачевский, директор центра образования «Царицыно». Это учебное заведение тоже числится в списке, но Рачевский не знает, какими критериями пользовались эксперты, составившие его. По его словам, существенными показателями работы школы являются результаты ЕГЭ, количество травм и несчастных случаев, произошедших в школе, количество выпускников, поступающих на бюджетные места в вузы и занимающих призовые места на олимпиадах. «Главное, чтобы дети хотели ходить в школу, а учителя не хотели увольняться», — считает Ефим Рачевский. По его мнению, опубликованный документ улучшит взаимодействие между родителями и департаментом образования: если раньше мамы и папы только жаловались в департамент на учителей, то теперь смогут сотрудничать с ведомством, обсуждая список лучших школ. А для администрации столичных школ, не попавших в список, появился стимул лучше работать, чтобы заслужить право числиться в нем. На сайте департамента образования есть ссылка, перейдя по которой можно обсудить документ на форуме. Правда, еще никто из родителей не высказал там своего мнения. Зато «Список московских школ…» активно обсуждается на неофициальных ресурсах в Интернете. «Долго смеялась, обнаружив в списке соседнюю дворовую школу. В ней учатся только дети продавщиц соседнего универсама. В список попала также английская школа, от которой осталась только былая слава», — пишет один из пользователей на форуме семейного сайта 7я.ру. «Действительно странный список. Из трех школ, которые в этом списке (и в них учились мои дети), одна ужас, вторая обычная, третья супер», — откликается еще один пользователь. Департамент образования указал, что документ составлен «на основании данных независимых экспертов», при этом не уточняется ни список экспертов, ни критерии отбора школ. Любопытно, что сам факт выделения отдельных учебных заведений из общего ряда противоречит декларировавшейся долгое время политике чиновников департамента. Они стабильно отказывались от участия в составлении рейтинга московских школ, утверждая, что все учреждения этой сферы равны. Получить комментарии из ведомства по поводу обнародованного списка не удалось. «Я видел этот список, на основании чего его делали — непонятно. Но в него вошло много известных мне хороших школ, могу предположить, что список объективен», — говорит Евгений Бунимович, уполномоченный по правам ребенка в Москве, заслуженный учитель РФ. По его словам, такой документ необходим для стимуляции здоровой конкуренции между школами. Однако какие критерии использовать для составления этого рейтинга, еще не решенный вопрос. «Помимо очевидных факторов — результатов ЕГЭ, количества выпускников, поступивших в вузы и победивших в олимпиадах, нужно включить еще и качественный результат — как изменились успеваемость ребенка, его здоровье, общественная активность за определенный период обучения», — полагает Бунимович. По мнению Олега Смолина, зампреда комитета по образованию Госдумы, чтобы составлять список лучших школ, нужно для начала составить сбалансированную систему критериев, в которой главный показатель — самочувствие ребенка в школе. «Ни в коем случае нельзя опираться на показатели ЕГЭ, этот экзамен не выявляет даже образованности, он показывает только степень дрессировки», — заключил депутат. Его также смутило неравномерное распределение «хороших» школ по округам Москвы. «Не исключено, что существовала определенная корреляция между уровнем преподавания в школах и уровнем дохода родителей, чьи дети там учатся», — предположил Смолин. Ефим Рачевский из центра образования «Царицыно», напротив, уверен: тот факт, что большинство отмеченных департаментом образования школ находятся в ЗАО и ЮЗАО, свидетельствует об объективности исследования. «Так исторически сложилось, что в Западном и Юго-Западном округах живет больше людей с высшим образованием. Школы влияют на социальное окружение, а социальное окружение — на школы», — сказал учитель. «На западе и юго-западе располагается большинство интеллектуальных центров, например Российская академия наук находится на Ленинском проспекте. Возникает кумулятивный эффект интеллекта», — считает Олег Сергеев, эксперт Всероссийского фонда образования. По мнению Якова Турбовского, заслуженного учителя России, значительный перевес количества «хороших» школ в двух округах Москвы может говорить о методологических просчетах составителей списка. «Критерии, по которым можно определить, хорошая школа или нет, очень размыты. Единственный показатель — мнение родителей», — сказал он.

Материалы по теме ""

Рекомендуем

Загрузка...