Поступить в ВУЗ на бесплатное место станет сложнее. Сокращение вузов и бюджетных мест

4701
7 минут
Поступить в ВУЗ на бесплатное место станет сложнее. Сокращение вузов и бюджетных мест
Ежегодно миллионы учащихся заканчивают образовательные учреждения и решают поступить в высшее учебное заведение. Но всегда встает вопрос, куда пойти учиться и есть ли возможность поступить на бюджетное бесплатное место в вузе? Как в этом году распределяются бюджетные места и чем действующая система чревата для российского образования. Число бюджетных мест по программам бакалавриата и специалитета в московских и санкт-петербургских вузах на приемную кампанию 2013 года сокращено, говорится в информационной справке Минобразования России. В 2013 году то ли из-за смены руководства Минобрнауки, то ли из-за принятия нового закона «Об образовании» (в силу он еще не вступил, вступает с 1 сентября 2013 года) правила распределения бюджетных мест изменились. Раньше квоты разыгрывались между вузами в зависимости от того, кем и как эти вузы учреждены, а места выдавались по группам направлений - сам вуз уже мог решить, какому факультету или даже какому отделению дать их больше, а какому - меньше. В 2013 году ведомственная принадлежность и форма организации вуза перестала играть роль, а места стали выдаваться под каждую конкретную специальность (для специалитета и магистратуры) или направление (для бакалавриата). 21 февраля Министерство образования и науки объявило конкурс на получение бюджетных мест и опубликовало контрольные цифры приема. Для бакалавриата - а именно по четырехлетней программе сейчас учится подавляющее большинство студентов - 70 процентов мест разыгрывались на региональном уровне, остальные 30 - на федеральном. «Мы учитывали предложения регионов, включая Москву и Санкт-Петербург, по объему и структуре подготовки кадров по соответствующим направлениям подготовки и специальностям», - разъяснил директор департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки Александр Скобелев принципы выделения квот для регионов. Решающим фактором стал спрос на тех или иных специалистов на рынке труда. В итоге получилось, что в Красноярском крае, например, оказались совсем не востребованы философы, историки и историки искусства, документоведы и архивоведы, а заодно специалисты по технической физике. Места по этим направлениям СФУ в принципе мог получить только из федеральной квоты, которая для философов, например, составляет 230 мест на всю страну. Региональная квота для бакалавриата по направлению «философия» есть всего в десяти регионах: Воронежской, Нижегородской, Новосибирской, Ростовской, Саратовской, Свердловской и Томской областях, в республике Дагестан , а также в Санкт-Петербурге и Москве. Больше всего мест - 90 - выделено в Москве, а всего по региональным квотам бесплатное обучение сможет получить 231 философ. Итого, на всю страну для бакалавриата по направлению «философия» Минобрнауки выделило 461 бюджетное место.

Сокращение и увеличение мест в ВУЗах страны

«Контрольные цифры приема (КЦП) по Москве уменьшились на 5,4%, бакалавриат, специалитет – на 7,9%, магистратура увеличилась на 3,7%. КЦП по Санкт-Петербургу уменьшились на 2,12%, бакалавриат, специалитет – на 2,64%, магистратура увеличилась на 0,77%», – отмечается в документе. «Контрольные цифры приема (КЦП) по Москве уменьшились на 5,4%, бакалавриат, специалитет - на 7,9%, магистратура увеличилась на 3,7%» По профильным направлениям подготовки в отраслевых вузах число бюджетных мест увеличено на 2,4%, зато сокращено по непрофильным на 1,7%. На долю МГУ, СПбГУ, федеральных университетов, национальных исследовательских университетов, вузов, подведомственных правительству РФ, приходится 36,6% всех бюджетных мест по магистратуре и 22,9% бюджетных мест по бакалавриату и специалитету. По ведущим университетам распределены 28,8% бюджетных мест по инженерно-техническим направлениям обучения.
Число бюджетных мест в вузах по программам магистратуры на приемную кампанию 2013 года увеличено на 20%, а по программам бакалавриата сокращено на 3%, говорится в информационной справке.
По словам заместителя министра образования и науки Александра Климова, в будущем при распределении бюджетных мест этот тренд сохранится. Решением коллегии Минобрнауки России число бюджетных мест на будущую приемную кампанию сохранится на уровне 2012 года – 491 тыс. бюджетных мест, несмотря на то, что количество выпускников школ в 2013 году сократилось на 1,3% от уровня 2012 года. Что касается негосударственных вузов, то им выделено 2105 мест, что на 1819 мест (46,4%) меньше, чем в 2012 году.
Наибольшее сокращение – по юриспруденции (61%), экономике и управлению (46%).
Климов отметил, что на приемную кампанию в вузы существенно сокращено количество бюджетных мест по экономическим программам, увеличено по естественно-научным. «По естественно-научным направлениям обучения контрольные цифры приема (КЦП) увеличены на 2,5%; по медицинским увеличены на 5,9%; по техническим увеличены на 5,3%, по образованию и педагогике – на 6,11%; по экономике и управлению КЦП сокращены на 19,8%. Эти решения были приняты на коллегии министерства в декабре», – отметил он.
Что касается гуманитарных направлений, то число бюджетных мест сократилось примерно на 1,5%, добавил он.
При распределении бюджетных мест учитывались потенциал вузов на основе мониторинга эффективности, информация по трудоустройству выпускников вузов по данным Минтруда России на основе сведений из центров занятости субъектов РФ, баллы ЕГЭ 2012 года – для бакалавриата и специалитета и научная деятельность – для магистратуры. По словам замминистра, при проведении конкурса на распределение бюджетных мест была сформирована комиссия, в состав которой вошли представители федеральных органов исполнительной власти, имеющие подведомственные образовательные учреждения, в том числе Минтранс, Минздрав, Минкультуры, Минспорт.

О последствиях сокращения мест в вузах

Таким образом, в 2013 году при распределении бюджетных мест самыми главными стали экономические факторы - востребованность той или иной специальности в регионе и трудоустройство выпускников вуза. Если учесть, что речь идет о деньгах из бюджета, логично, что государство не хочет тратить их на студентов, идущих потом работать в коммерческие структуры (как то произошло с фармацевтами в Нижнем Новгороде), и на вузы, выпускающие безработных. Однако Минобрнауки свои цели никак не декларирует. Глава ведомства Дмитрий Ливанов высказывался о необходимости сокращения бюджетных мест еще в мае 2012 года, сразу после своего назначения. Тогда он обещал уменьшить число студентов, обучающихся за счет государства, в два раза - якобы для того, чтобы увеличить сумму, выделяемую на одного студента. Свою позицию с тех пор он не уточнял и не прояснял. Но контрольные цифры приема 2013 года в целом оказались на уровне 2012 года (с перераспределением между специальностями и между бакалавриатом и магистратурой - последней в этом году выделено больше мест, чем в прошлом), да и расходы на одного студента для многих специальностей остались на уровне 60-70 тысяч рублей. «Вполне вероятно, что сокращения бюджетных мест нужны и полезны, - но рамках какой-то осмысленной и доведенной до общественности программы (зачем сокращают, какие направления подготовки, в каких вузах и регионах...). Я не видел, чтобы министерство такую задачу формулировало; в основном слышно было, что студентов (и преподавателей, и вузов) слишком много, поэтому их число надо сокращать», - прокомментировал сложившуюся ситуацию доктор исторических наук, профессор Волгоградского государственного университета Иван Курилла. Помимо этого, обращает он внимание, ни общество, ни власти не пришли к консенсусу по поводу того, зачем России нужно высшее образование. «Среди возможных ответов - образование как услуга населению, образование как подготовка профессиональных кадров для экономики, образование как инструмент модернизации общества, образование как общественное благо... При выборе любого из них, ответ на вопрос о „бюджетных местах" будет выглядеть по-разному. Сегодня мы видим, что при расчете этих мест используется некое гибридное представление об образовании, в результате чего в одной куче оказываются профессии и классическое академическое образование», - говорит Курилла. «Если бы речь шла о качестве образования, имело бы смысл начинать с другой стороны: оценить качество кафедр и преподавателей (только ни в коем случае не университеты в целом - там „средняя температура по больнице" не говорит ни о чем), финансировать лучших, а уж потом решать, сколько студентов им надо подготовить. Тут есть свои сложности (в конце концов, появляются новые научные направления, экономика сокращает спрос на каких-то специалистов), но они представляются мне более разрешимыми, чем то отрезание кошке хвоста частями, которое практикует сегодня министерство», - заключает историк. В итоге из-за того, что Минобрнауки - в который раз - не может четко объяснить логику своих действий и не обсуждает их заранее с заинтересованным сообществом, в обществе возникает паника, что все образование станет платным, а некоторые специальности исчезнут навеки, и истерика, что Ливанов разрушает образование. А ведь если действительно места на востребованные специальности вроде «экономики» и «туризма» передаются из Москвы в регионы, это начинание можно только приветствовать. Но здесь получается так же, как было с мониторингом эффективности вузов: неплохая по своей сути идея (закрыть вузы, фактически торгующие дипломами) из-за поспешности и отсутствия внятных объяснений получает как минимум неоднозначное, а то и вообще сомнительное воплощение - а министерству достается гнев народа. Впрочем, никакая идея не может отменить абсурдность отказа от бюджетных мест для философов в Российском государственном, заметьте, гуманитарном университете.

Материалы по теме ""

Рекомендуем

Загрузка...