
Министерство внутренних дел России разработало проект постановления правительства, предусматривающий изменения в проведении экзаменов на получение водительских прав. В частности, проект вводит обязательную аудио- и видеорегистрацию во время теоретических экзаменов.
Как теперь будут проверять первоначальные навыки управления автотранспортными средствами
Проект постановления предполагает изменения в порядке проверки сотрудниками ГИБДД первоначальных навыков управления автотранспортными средствами.
Вместо того, чтобы тестировать способности учеников на закрытых площадках, предлагается оценивать их возможности в рамках практического экзамена в условиях дорожного движения. Изменения касаются в основном практической части экзамена.
Так, в настоящее время после сдачи теоретической части в компьютерном классе автолюбитель сначала демонстрирует свои навыки вождения автоинспектору на так называемой "площадке", а потом выезжает в город.
Правоведы МВД предлагают объединить нормативы "площадку" и "город" в одну практическую часть. Сразу после теории автолюбитель будет выезжать на городские улицы.
Исключить "площадку" полицейские предлагают и из программ обучения автошкол. Площадка представляет собой огороженный участок дорожного полотна, на котором установлены конусы и искусственное возвышение (для сдачи норматива - трогание автомобиля, остановленного на подъеме).
С помощью же расставленных конусов автолюбители сдавали несколько упражнений - "змейка", "парковка", "заезд в гараж".
"Проектом постановления вносятся изменения в части исключения проведения в экзаменационных подразделениях Госавтоинспекции проверки первоначальных навыков управления автотранспортными средствами на закрытых площадках с одновременным включением проверки указанных навыков в практический экзамен в условиях дорожного движения", - говорится в пояснении к разработанному документу пресс-центра МВД.
А вот для мотоциклистов "площадку" решено оставить.
Практический экзамен на право управления мототранспортными средствами
"Практический экзамен на право управления мототранспортными средствами сохраняется в нынешнем варианте - на площадках, закрытых от движения иных транспортных средств и пешеходов", - рассказали в пресс-центре МВД. То есть будут проходить на площадках, закрытых от движения иных транспортных средств и пешеходов.
А в случае невозможности выполнения отдельных элементов специальных маневров по управлению мототранспортными средствами на закрытых площадках, проверка их выполнения может проводиться на участках дорог или территорий, ограниченных для движения иных транспортных средств и пешеходов.
При этом есть оговорка - в случае невозможности выполнения специальных маневров на закрытых площадках проверка их выполнения может проводиться на участках дорог или территорий, ограниченных для движения иных транспортных средств и пешеходов.
Что же касается теоретической части экзамена, то предлагается законодательно обязать аудио- и видеорегистрацию процесса.
Кроме того, в документе закрепляется право госавтоинспекции отказать в приеме экзамена у автолюбителя, если выяснится, что автошкола, которую он закончил, не имеет необходимой лицензии.
Практический экзамен на право управления мотоциклами сохраняется - на площадках, закрытых от движения
Проектом конкретизируются минимальные и максимальные сроки проведения повторных экзаменов для лиц, не сдавших соответствующий экзамен. Так, в настоящее время в ПДД не установлены максимальные сроки назначения повторных экзаменов.
Законопроект же предусматривает временные рамки для пересдач, повторно попытаться сдать экзамен будет можно не ранее чем через 7 и не более 30 дней. Для повторного практического экзамена - не ранее чем через 7 и не позднее 60 дней со дня проведения последнего экзамена.
Сдачу экзаменов снимут на видео
Теперь при проведении теоретических экзаменов проектом устанавливается обязанность применения средств аудио- и видеорегистрации процесса их проведения. Пока в МВД заняты разработкой и утверждением порядка того, как должна проходить эта процедура. Поэтому конкретный срок, когда сдачу экзаменов будут снимать на видео, пока не называется.
Как уточнил Президент «Гильдии автошкол» России Сергей Лобарев, в настоящее время процесс сдачи практики уже фиксируют на видеокамеры в автомобилях, а сейчас этот момент просто узаконили. Однако получается, что теперь снимать будут и прохождение теории.
Место сдачи экзамена на права может выбрать водитель
А вот сдать на права будущим водителям теперь станет проще: сделать это можно будет в любом городе независимо от места прописки.
Пока же желающие сдать могут обратиться по вопросам проведения экзаменов, выдачи российских национальных водительских удостоверений и обмену иностранных водительских удостоверений в экзаменационные подразделения Госавтоинспекции только того субъекта страны на территории которого они временно проживают или пребывают.
Новое постановление позволит таким гражданам обращаться в любые экзаменационные подразделения Госавтоинспекции в России. "Реализуется принцип экстерриториальности при получении госуслуги для лиц временно проживающих либо временно пребывающих на территории РФ. В настоящее время указанные лица могут обратиться по вопросам проведения экзаменов, выдачи российских национальных водительских удостоверений и обмену иностранных водительских удостоверений в экзаменационные подразделения Госавтоинспекции только того субъекта страны на территории которого они временно проживают или пребывают", - пояснили в МВД.
Но если вдруг окажется, что у образовательной организации, где обучался кандидат, не было права на осуществление образовательной деятельности, такому ученику в допуске к сдаче экзаменов откажут.
Помимо этого, вводится процедура аннулирования результатов экзамена в случае его проведения с нарушением установленного порядка. В таком случае кандидату в водители назначаются место, дата и время пересдачи экзамена.
Разрешается учебная езда на магистралях
Также вносятся изменения и в процесс так называемой учебной езды. Впервые в ПДД появятся термины «обучающий вождению» и «обучаемый вождению». Также уточняется возраст, при наличии которого обучаемый вождению может допускаться к учебной езде.
Так, обучаемому вождению на мотоцикле подкатегории «А1» или мопеде должно быть не менее 15 лет, на легковом или грузовом автомобиле – не менее 16 лет, на мотоцикле категории «А» – не менее 17 лет, на автобусе – не менее 20 лет.
С 14 октября новый регламент получения водительских прав для автомобилистов и мотоциклистов
Изменения, позволяющие раньше обучаться в автошколах, представитель профессионального сообщества также оценил позитивно. «Ведь речь идет не только о практике вождения, но и знаниях ПДД, — уточнил Лобарев. – Чем раньше молодые люди будут осваивать ПДД, тем лучше. Ведь уже в 14-16 лет они становятся активными участниками дорожного движения, ездят на велосипедах, самокатах, досках».
Есть и такой приятный бонус в виде доступа для тренировок на автомагистрали. Так, в настоящее время на учебную езду на автомагистралях действует запрет. Но в МВД обратили внимание на то, что сейчас обычные дороги по своим характеристикам уже не отличаются от автомагистралей и посчитали такой запрут устаревшим и некорректным.
В свою очередь президент экспертного центра «Движение без опасности» Наталья Агре заявила, что снятие запрета на учебную езду по автомагистралям и объединение на экзамене «площадки» и города» в одну практическую часть позволит будущему водителю заранее почувствовать город, привыкнуть к оживленному движению.
«А это значит, что, когда он получит водительское удостоверение – есть меньший шанс, что он растеряется на дороге и попадет в ДТП. Кстати, за прошедший год водители со стажем вождения менее двух лет попали в ДТП 10 269 раз. Надеюсь, что новый законопроект позволит значительно сократить эту цифру», — сказала Агре.
В настоящее время проект постановления правительства вынесен на общественное обсуждение.
Как оценивают нововведения эксперты
Комментируя все эти нововведения в целом, Президент «Гильдии автошкол» России Сергей Лобарев, согласился с тем, что во время экзаменов знания водителей нужно проверять именно в реальных дорожных условиях, а «не делать выводы о их готовности на основе того, сколько раз при парковке они включили заднюю передачу».
«Во время обмена опытом в прошлом году представители иностранных автошкол называли наших учащихся «парковщвиками», — заявил Лобарев. – Так, наши ученики умеют парковаться, но совершенно не умеют выбрать скорость, прогнозировать ситуацию, чувствовать автомобиль и то, что происходит вокруг. И хорошо, что учеников будут проверять не на площадке, а на дорогах.
Но сейчас получается так, что регламент не прозрачен. Если на площадке понятны правила игры, есть перечень упражнений, то как все будет происходить на дороге – большой вопрос. Есть место для фантазий инспектора ГИБДД, который может поручить испытуемому исполнить совершенно неисполнимую команду.
А в программах обучения практики при этом мало, поэтому надо менять не только подход по приему экзаменов, но и программы подготовки. Поэтому в МВД должны обсуждать эти вопросы вместе экспертами и с представителями автошкол».
Насколько будут повышены пошлины для получения водительских прав и свидетельств о регистрации
C августа 2018 года увеличивается размер пошлины за загранпаспорта и водительские права
Обеспечением и закупкой различной спецпродукции (бланков документов, номеров) занимается специальная структура в составе МВД — Центр специального назначения в области безопасности дорожного движения (ЦСН БДД).
Согласно контрактам ЦСН, опубликованным на портале госзакупок, бланки и номера поставляются с заводов изготовителя напрямую в региональные управления МВД, а оттуда в регистрационные подразделения ГИБДД — МРЭО (межрайонные регистрационно-экзаменационные отделы) или ТНРЭР (отделы технического надзора и регистрационно-экзаменационной работы). Контракты на поставку номеров разыгрываются на тендерах, которые ЦСН объявляет несколько раз в год, собирая заявки с регионов.
С бланками документов ситуация несколько иная, здесь чаще всего поставщиком выступает АО «Госзнак» (в середине 2000-х имевшее статус ФГУПа), выступая как единственный участник объявляемых ЦСН тендеров.
Журналисты обратили внимание на то, что размер пошлин, которые взимаются за выдачу прав и номеров, существенно отличаются от стоимости бланков. В МВД, отвечая на этот вопрос, дали такое объяснение: «Денежные средства, вносимые в виде государственной пошлины, не имеют целевого назначения, а поступают в бюджет и направляются на нужды государства. Так, в частности, госпошлина за государственную регистрацию транспортных средств и выдачу водительских удостоверений зачисляется в муниципальные бюджет».
Неофициально источники, знакомые с ситуацией, говорят, что в пошлину включены расходы на транспортировку и хранение, поэтому стоимость закупки и размер пошлины существенно отличается. Таким образом, скорое повышение пошлин на выдачу водительских прав нового образца и СТС на бюджете МВД никак не отразятся. Вместе с тем, в перспективе полиции, возможно, удастся сэкономить существенные средства.
В ближайшее время Госдума должна принять закон «О государственной регистрации транспортных средств». Документом предполагается, что ГИБДД больше не будет выдавать номера гражданам, а лишь присваивать сочетание буквенно-цифровых значений. Госзнаки (металлические пластины) водители будут получать у изготовителей, тарифы установит ФАС. В этом случае ЦСН МВД откажется от закупок номеров для нужд Госавтоинспекции, сэкономив на тендерах несколько сотен миллионов рублей.