Как не переплачивать за полис ОСАГО или отказаться от оплаченной страховки

7271
4 минуты
Как не переплачивать за полис ОСАГО или отказаться от оплаченной страховки

Депутаты Госдумы предлагают повысить штраф до одного миллиона рублей для автостраховщиков за необоснованные платные услуги или отказ в заключении договора ОСАГО.

Страховые компании находят новые лазейки для навязывания дополнительных услуг клиентам и отказа от заключения договора автогражданки

Навязывание дополнительных услуг при покупке ОСАГО запрещено законом

Напомним, что ответственность за необоснованный отказ от заключения публичного договора страхования либо навязывание дополнительных услуг при покупке ОСАГО введена ещё в 2014 году.

Так, в качестве санкции предусмотрен административный штраф для должностных лиц в размере от 20 до 50 тысяч рублей, а для юридических лиц — от 100 до 300 тысяч рублей.

Но при этом количество жалоб граждан на отказ в заключении договора ОСАГО не снизилось, что свидетельствует о недостаточной эффективности установленной меры ответственности.

Это и послужило поводом для того, чтобы повысить административные штрафы, предусмотренные статьей 15.34.1 КоАП для юридических лиц, установив их в размере от 300 тысяч до одного миллиона рублей.

Как считает федеральный эксперт по вопросам страхования и защиты прав автомобилистов Сергей Кузин, пик отказов в выдаче полисов ОСАГО был полтора года назад. На сегодня проблема уже не такая острая, но в токсичных регионах она осталась.

Эксперт пояснил, что там, где сумма выплат у страховщиков сильно превышает сумму сборов, купить полис по-прежнему проблематично. Это Краснодарский край, например, и в целом юг страны.

В каком случае можно отказаться от оплаченной страховки

Известно немало предлогов для отказа гражданину в заключении полиса ОСАГО. Так, правозащитники назвали яркий пример, когда автовладельца доверительно предупреждают, что его заявление будет рассматриваться в течение 30 дней. Это абсолютно незаконно, но практикуется очень часто.

Беда в том, что большинство россиян просто не знают, что по закону полис должен выдаваться в день обращения. Клиенты просто разворачиваются и уходят.

Нередко применяется и другое формальное основание — зависает база. Не каждому хватит терпения просидеть четыре часа в коридоре. Как правило, люди тоже уходят.

Не знают многие и о том, что, согласно указанию Банка России, после заключения договора страхования у страхователя есть 14 рабочих дней, чтобы отказаться от ненужной ему страховки и потребовать обратно уплаченную за неё сумму страховой премии.


Но в то же время следует помнить, что это возможно, только если навязанный договор действует более тридцати дней и страхователь не обращался за выплатой по навязанной страховке.

Сергей Кузин убежден, что страховые компании быстро подстроились под требования законодательства. «Сейчас уже напрямую не заключают допполисы - клиенту просто предлагают оплатить услуги брокера, который «заключает» полис ОСАГО. Это не подпадает под дополнительный полис, от которого можно отказаться, это услуга».

Однако, по его словам, лазеек остаётся очень много, так как страховщики пользуются пробелами в правовых знаниях автомобилистов. Что же можно предпринять, чтобы отстоять свои права?

Как доказать незаконные требования страховщика

Нельзя забывать, что даже, если у автовладельца есть законные основания для подачи жалобы на действия страховщика, факт нарушения нужно ещё доказать. В этом может помочь видеозапись нарушения, письменный ответ страховщика или свидетельские показания очевидцев.

Кстати, глава думского Комитета по финрынку Анатолий Аксаков уже предлагал ввести аудио- и видеозапись переговоров страховщиков с клиентами в качестве усиления контроля за страховыми компаниями.

Однако пока это предложение воплотится в законодательную инициативу, сбором доказательной базы следует озаботиться самим автовладельцам.

В каком случае страховщик прав

В то же время не будем забывать, что не каждый отказ страховщика противозаконен. Полис не выдадут без прохождения техосмотра и предоставления оригиналов паспорта, водительского удостоверения и документов на машину.

Не сможет застраховать автомобиль и лицо, не имеющее никаких документально подтверждённых прав на него.


Как рассказал сенатор Александр Башкин, для решения проблем в сфере ОСАГО необходим комплекс мер, а не одна единственная.

Парламентарий поддерживает ужесточение ответственности за незаконное навязывание услуги, которая не нужна гражданину, и отказ от предоставления полиса ОСАГО, если практика показывает, что действующие санкции неэффективны.

Однако, по мнению Башкина, одновременно следует предусмотреть и меры для защиты законной деятельности страховщиков, которые несут убытки от действий юридических аферистов.

Электронные страховки избавят от «накруток» цен

Чтобы избежать дополнительных накруток цены и исключить любые трудности при оформлении автогражданки, эксперты рекомендуют приобретать электронные страховки.

C января 2017 года электронные полисы обязаны продавать все компании, имеющие лицензию на ОСАГО. Полный перечень таких организаций с адресами их официальных интернет-ресурсов доступен на сайте Российского союза автостраховщиков.

При оформлении полиса в электронном виде страховая компания не сможет отказать в страховании или навязать дополнительную страховку. Правда, система электронного страхования всё ещё не до конца отлажена, потому иногда могут возникать технические сбои.

Материалы по теме "Страхование"

Рекомендуем

Загрузка...