На дорогах появятся «народные инспекторы»: полномочия, мнение экспертов

2774
5 минут
На дорогах появятся «народные инспекторы»: полномочия, мнение экспертов

Законопроект, который предполагает внедрение института «народного инспектора» в целях повышения безопасности дорожного движения, подготовлен МВД России в целях реализации поручения президента России по итогам заседания президиума Госсовета 14 марта 2016 года.

В пояснительной записке к документу говорится, что законопроектом предлагается установить, что постановления о назначении административных наказаний за отдельные нарушения правил дорожного движения могут быть вынесены без составления протокола об административном правонарушении в случае их фиксации гражданами.

Если проект закона будет принят, то это позволит гражданам самостоятельно фиксировать нарушения ПДД с помощью мобильного приложения. Материалы будут передаваться по мобильной связи в МВД для возбуждения дела.

Контроль на дорогах будет вестись с мощью мобильных приложений

Само приложение еще не готово, но уже обсуждается возможность «прошивки» нового «софта» в автомобильные видеорегистраторы. Эксперты говорят, что именно на этом должен быть сделан основной акцент, потому на мобильные телефоны нарушителей снимать почти никто не будет.

Проект поправок к КоАП, одобренный на закрытом заседании правительства, позволит ГИБДД выносить постановления в отношении водителей без составления протоколов, если нарушение было зафиксировано с помощью «специального программного обеспечения».

В данном случае речь идет прежде всего о мобильном приложении с условным названием «Народный инспектор», которое смогут установить на смартфоны рядовые граждане. Снятое видео или фото будет отправляться автоматически в информационную систему МВД для возбуждения административного дела и оформления «письма счастья».

Заметим, что опция эта будет доступна гражданам, имеющим доступ к единому порталу госуслуг. С помощью приложения можно будет фиксировать такие правонарушения, как проезд на запрещающий сигнал светофора, образование затора на перекрестках, выезд на встречную полосу, несоблюдение требований разметки и дорожных знаков, нарушение правил стоянки, движения через ж/д пути и маневрирования, а также непредоставления преимуществ специальным транспортным средствам, например машинам скорой помощи или пожарным.

Пока что самого приложения пока нет, но Минкомсвязь уже разработало техническое задание для разработчика. Как заявили журналистам в ведомстве, оно готово заключить контракт на приложение незамедлительно после получения правовых оснований, то есть после внесения необходимых изменений в законодательство.

Скорее всего, разработкой приложения будет заниматься ПАО «Ростелеком», выступающее единственным исполнителем по развитию электронного правительства.

Контракт с компанией будет заключен уже после подписания закона, какое-то время (до года) уйдет до фактической отгрузки приложения в AppStore или Google Play.

По словам министра Открытого  правительства Михаила Абызова, на разработку приложения и «инфраструктуры» правительство выделит 2,5 млрд. руб.

Уже после подписания закона будут разработаны «дополнительные необходимые решения». Уже обсуждается возможность разработки необходимого софта для встраивания не только в смартфон, но и в автомобильные видеорегистраторы.

Стоит отметить, что о необходимости подключения видеорегистраторов к системе фиксации нарушений ПДД гражданами уже давно говорят активисты «Синих ведерок» и депутаты Госдумы. Дело в том, говорит координатор «Синих ведерок»

Что вызывает опасения у экспертов?

Петр Шкуматов, что гражданам нужно время, чтобы, увидев нарушение, достать телефон и включить приложение: за это время машина уедет, и ничего снять не получится. Регистратор же работает, как правило, в постоянном режиме.

Также, как уверяет господин Шкуматов, сегодня большая часть таких устройств не предусматривает «прошивку» сторонних приложений. Но тут, как он считает, уже вопрос времени, если Минкомсвязь даст водителям такую возможность, то энтузиасты быстро напишут необходимый софт.

Особенно важно, чтобы приложением можно было наказывать «обочечников», это довольно частое нарушение, которое элементарно фиксируется регистратором, установленным под стеклом. Обычно машину нарушителя и номер хорошо видно».

Как пояснил первый зампред комитета Госдумы по госстроительству Вячеслав Лысаков, законопроект является лишь правовой основой для применения «софта».

Лысакова также беспокоит, что приложение смогут применять пешеходы на смартфонах. Это, как он полагает, совершенно не нужно, мало ли что придет в голову гражданину — повесить чужой номер на машину, сделать снимок, отомстить кому-то.

Акцент должен быть сделан именно на видеорегистраторах, в этом весь смысл. Тогда нарушители будут знать, что их могут в любой момент заснять, это будет их сдерживать.

Как отметил Вячеслав Лысаков, приложение для регистраторов можно будет применять для фиксации и опасного вождения. Соответствующий термин, напомним, был внесен в ПДД еще в 2016 году, но штрафа до сих по не установлено, но планируется сделать 5 тыс. руб.

В то же время, эксперты полагают, что система фиксации нарушений любым участником движения (водителем, пешеходом) с помощью специального приложения будет весьма востребована. Правда, при определенных условиях. Самое главное – это легкость и простота использования. И конечно, если по поступившей информации нарушителей (всех без исключения) будут наказывать.

Тогда те граждане, кому небезразличны вопросы безопасности, будут активно пользоваться этим сервисом. Кроме того, такой ресурс будет обладать своего рода сдерживающим фактором. Любой водитель, прежде чем нарушить, задумается, а нужно ли это делать, ведь в любой момент он сможет попасть в прицел народного инспектора».

В ГИБДД уже много лет говорят о том, что нужно активнее привлекать граждан к фиксации правонарушений, особенно на фоне сокращения штата инспекторов ДПС (их сейчас чуть более 50 тыс. по всей стране).

Сам механизм для этого уже существует: гражданин может прислать видеоролик (например, через ведомственный сайт), заполнив заявление. Но чтобы на этом основании наказать нарушителя, его нужно вызвать в отделение для дачи объяснений и провести полноценное расследование – это неудобно и занимает много времени.

Опыт применения смартфонов граждан для фиксаций нарушителей правил парковки есть уже в Москве – мобильное приложение «Помощник Москвы», которое скачали с 2015 года 200 тыс. раз.

Когда водители будут понимать, что их правонарушения может фиксировать любой участник дорожного движения, они будут более осмотрительными.

«Народный инспектор» в данном случае – один из инструментов формирования законопослушного поведения участников дорожного движения и снижения аварийности. Первым вице-премьером поставлена задача по достижению нулевой терпимости к смертности и увечьям на дороге.

Поэтому каждый кто сел за руль автомобиля, как средства, представляющего возможную опасность для пешеходов и таких же автомобилистов, должен понимать свою постоянную ответственность за нарушение правил, которое может привести к гибели и увечью людей.

 

Материалы по теме "Автолюбители и профессионалы"

Рекомендуем

Загрузка...