
Новый административный регламент МВД России по проведению экзаменов на права вступает в силу 1 сентября 2016 года. Причем изменения коснулись и практической, и теоретической частей. Как и прежде, экзамен для получения прав категории В будет сдаваться в три этапа: теория, площадка и вождения в городе. Чтобы получить права категории А, экзамен в городе сдавать не придется.
Экзамены можно сдавать на автомобилях с механической или автоматической коробками передач. В случае, если у водителя уже есть права и стаж, но при этом он сдавал экзамены на управление транспортным средством с автоматической коробкой передач, ему не разрешено садиться за руль машины с "механикой", пока он не сдаст соответствующий экзамен.
Для получения водительских прав нового образца понадобятся следующие документы:
- Паспорт;
- Водительские права (если они есть);
- Заявление, заполненное от руки или же отправленное в электронном виде;
- Заключение медкомиссии;
- Свидетельство о прохождении профобучения для водителей;
- Квитанция об уплате госпошлины (2 тыс. руб.).
Все эти документы нужны не только при сдаче первого экзамена, но и для пересдачи.
Возраст для получения прав
Каковы сроки выдачи прав
По закону, с момента подачи заявления и до получения прав в случае успешной сдачи всех экзаменов с первой попытки для получения прав на мопед или мотоцикл отводится 15 дней. А для получения прав на легковой автомобиль — месяц.
Сколько раз можно пересдавать на права
В случае, если во время экзамена водитель не смог преодолеть хотя бы одно испытание, у него есть право пересдавать его трижды, с недельным интервалом. Три неудачные попытки — и следующая пересдача будет возможна лишь через месяц.
Теоретическая часть
Остались без изменения условия:
- Предлагается 20 вопросов из нескольких тематических блоков;
- На каждый вопрос отводится одна минута;
- Задания могут выполняться в произвольном порядке;
- Результаты теоретической части экзамена считаются действительными в течение полугода.
Изменения в теоретической части
Было:
В ответах допускалось наличие двух ошибок.
По новым правилам:
Две разрешенные ошибки не должны принадлежать к одному блоку вопросов. Каждый промах добавит пять аналогичных вопросов, в ответах на которые ошибки не допускаются. То есть сделал экзаменуемый две ошибки — затем ему придется исправлять их, отвечая в общей сложности на 30 вопросов.
Практическая часть (площадка)
Было:
1. Во время сдачи экзамена на площадке экзаменуемый находился в машине вместе с инспектором;
2. Претенденты на водительские права категории В должны были по выбору экзаменатора выполнить на площадке три упражнения из пяти (в том числе в обязательном порядке — эстакаду);
3. Оценивался экзамен на автодроме по таблице штрафных баллов. За каждую ошибку начислялось определенное количество баллов. Баллы считались за каждое упражнение отдельно. Если набиралось пять и более баллов за одно упражнение, экзамен считался не сданным. Но при четырех (из пяти) штрафных баллах на каждом из упражнений кандидат успешно сдавал экзамен.
По новым правилам:
1. Во время упражнений на площадке кандидат должен находиться в машине один, инспектор будет наблюдать за выполнением снаружи.
2. Количество обязательных элементов на площадке для водителей легковых машин увеличилось до пяти (шести для автоматизированных автодромов).
Для водителей категории В появилось комплексное упражнение "Маневрирование в ограниченном пространстве", которое состоит из трех элементов. Если размеры площадки не позволяют выполнить полный комплекс, экзаменатор может выбрать только два элемента.
Для водителей категории А вводится новое упражнение — "Скоростное маневрирование": мотоциклисту нужно будет на 80-метровом участке объехать пять конусов за 25 секунд.
Для автоматизированных автодромов добавилось новое упражнение — "Проезд регулируемого перекрестка".
3. Новая система оценки является общей для всех упражнений. Вместо штрафных баллов нарушения делятся на серьезные, средние и небольшие. При серьезной ошибке сразу выставляется оценка "не сдал". Среднюю ошибку можно допустить один раз. Небольшие нарушения — не больше двух раз, после третьей ошибки экзамен считается несданным.
Количество практических заданий для всех категорий водителей увеличилось до 17.
Полный список упражнений для водителя на площадке
Категория А
1. Комплексное упражнение "Маневрирование в ограниченном пространстве, торможение и остановка при движении на различных скоростях, включая экстренную остановку", которое содержит элементы:
- габаритная восьмерка;
- змейка;
- скоростное маневрирование;
- габаритный коридор.
2. "Парковка транспортного средства и выезд с парковочного места".
3. "Остановка для безопасной посадки или высадки пассажиров".
Категории В, С и D
1. "Остановка и начало движения на подъеме".
2. Комплексное упражнение "Маневрирование в ограниченном пространстве", которое включает элементы:
- повороты на 90 градусов;
- разворот в ограниченном пространстве;
- змейка.
3. "Движение и маневрирование задним ходом, въезд в бокс задним ходом".
4. "Парковка транспортного средства и выезд с парковочного места, парковка для погрузки (разгрузки) на погрузочной эстакаде (платформе), остановка для безопасной посадки или высадки пассажиров".
5. "Проезд регулируемого перекрестка" (для автоматизированных автодромов).
Категории ВЕ, СЕ и DE
1. "Сцепление и расцепление или расцепление и повторное сцепление прицепа с тягачом".
2. "Маневрирование в ограниченном пространстве, остановка для безопасной посадки или высадки пассажиров".
3. "Движение и маневрирование задним ходом, въезд в бокс задним ходом".
4. "Парковка транспортного средства и выезд с парковочного места, парковка для погрузки (разгрузки) на погрузочной эстакаде (платформе)".
Практическая часть (в городе)
Экзамен считается не сданным, если кандидату выставили пять и более штрафных баллов.
Было: инспектор во время экзамена находился на переднем сиденье автомобиля, рядом с кандидатом.
По новым правилам:
- Рядом с кандидатом во время экзамена должен сидеть представитель автошколы. Инспектор ГИБДД должен находиться сзади, он оценивает действия и навыки вождения экзаменуемого;
- Балльная система стала более жесткой. Пополнен список ошибок, в том числе грубых, которые становятся причиной несдачи экзамена.
Система оценок
К грубым нарушениям (5 баллов) относят:
- выезд на встречную полосу;
- непредоставление преимущества в движении другим автомобилям или пешеходам;
- проезд на красный сигнал светофора;
- превышение скорости;
- заезд за стоп-линию у светофора или у знака "Стоп".
Средними нарушениями (3 балла) считаются:
- непристегнутый ремень безопасности;
- невключенный сигнал поворота;
- нарушение правил остановки или стоянки.
К мелким нарушениям (1 балл) относятся:
- беспричинное или резкое торможение;
- чересчур медленное движение без необходимости;
- неиспользование зеркал;
- если двигатель заглохнет при старте с места.