С 1 апреля 2017 года начинает действовать новый регламент по надзору за дорожным движением
Регламент представляет собой инструкцию для сотрудников ДПС, в которой прописаны возможные ситуации на дороге и правила взаимодействия с участниками движения.
Пока действует старый регламент, утвержденный еще в 2009 году. С 1 апреля 2017 года он будет заменен новым.
В чем заключаются основные нововведения?
Основная часть изменений связана с поправками, внесенными в законы. Так, будет исключена норма о снятии номеров (отменена КоАП РФ еще 2014 году) и добавлена возможность предъявить для проверки распечатку электронной версии полиса ОСАГО (е-ОСАГО действует с 2016 года).
При составлении протокола водитель сможет теперь оценить представленные ГИБДД доказательства, «поставить их под сомнение», «привести контраргументы», которые должны быть «тщательно и всесторонне» проверены.
По новым правилам следует иметь в виду, что при определении размера штрафа инспектор обязан учитывать «биографические данные» водителей – возраст, место жительства, семейное и имущественное положение.
Если по действующему регламенту автомобилист обязан передать документы инспектору без обложки, ценных бумаг и денег, то по новой редакции инспектор должен вернуть документы, если с ним передаются «какие-либо предметы» или «удерживающие устройства». Речь идет о цепочках или шнурах, которыми привязывают права, чтобы инспектор не забрал их к себе в патрульную машину.
Если же водитель отказывается выполнять требование гаишника, тот вправе применить ст. 19.3 КоАП «Неподчинение требованиям полицейского». За это полагается наказание – вплоть до ареста.
Противодействие коррупции
В новом регламенте также впервые появился отдельный пункт, связанный с коррупцией: если водитель «склоняет сотрудника к злоупотреблению служебным положением, получению взятки и иному незаконному использованию своего положения в целях получения выгоды в виде денег, ценностей», инспектор обязан подать уведомление в МВД по специальной форме (ведомственный приказ 2010 года N293).
Правила надзора за дорожным движением
Для надзора за дорогами смогут использоваться не только вертолеты, аэростаты, дирижабли и мотодельтапланы (допускается нынешним регламентом), но и беспилотные летательные аппараты.
Уточнено, что в случаях, если водитель не подчиняется требованию инспектора остановиться, «специальные средства» для принудительной остановки (например, ленты с шипами) не могут применяться на горных дорогах, железнодорожных переездах, мостах, эстакадах.
При этом принудительно инспектор не будет иметь права останавливать кареты скорой помощи и машины, используемые для оказания ритуальных услуг.
О порядке взаимодействия инспектора со «спецсубъектами»
По старому регламенту в случае нарушения ПДД прокурором или судьей сотрудник составляет рапорт и передает его руководителю своего подразделения. Если такой водитель пьян, сотрудник ГИБДД принимает меры для остановки машины.