Эксперты призывают к разрешению основных проблем в сферах микрокредитования и кредитных карт

1565
3 минуты
Эксперты призывают к разрешению основных проблем в сферах микрокредитования и кредитных карт

Дмитрий Янин, председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей, на прошедшей накануне пресс-конференции призвал законодателей к решению основных проблем в таких сферах как микрокредитование и кредитные карты.

Среди прочего он упоминает отсутствие лимитов величины процентной ставки по микрозаймам. Сегодня ее среднее значение достигло 795% годовых, что в 130 раз превышает уровень инфляции. Согласно данным Центробанка в 1 квартале 2017 г. среднерыночное значение полной стоимости потребительских микрокредитов достигло 600%.

По статистике треть клиентов микрофинансовых организаций не расплачиваются по кредитам вовремя, еще треть обращается за пролонгацией договоров. В результате наименее обеспеченные заемщики на обслуживание долга тратят порядка 30% своего дохода. Фактически, 650 000 человек являются банкротами именно благодаря мирозаймам.

Эксперт полагает, что проблему закредитованности погут разрешить только поправки в существующее законодательство, ограничивающие стоимость кредитов 100% годовых.

Ранее в Госдуму уже поступали предложения о введении ограничений по процентным ставкам микрокредитов. Депутат Госдумы Сергей Вайнштейн предлагал законодательно закрепить предельную стоимость микрозайма, ограничив ее 33% среднерыночного значения полной стоимости кредитов согласно результатам расчетов ЦБ РФ. Также обсуждался вопрос о запрете кредитования населения микрофинансовыми организациями. Все подобные предложения законодатели отвергали.

Дмитрий Янин предлагает отказаться от практики поощрения менеджеров по продажам банковских услуг в зависимости от объема выданных займов, но перейти на стимулирование в зависимости от качества кредитного портфеля, то есть от того, какая доля договоров исполняется без просрочек, без судебных разбирательств. Также эксперт предлагает установить годовой мораторий на кредитование, то есть позволить кредиторам делать выводы о финансовой состоятельности заемщика лишь через 1 год после заключения кредитного договора.

Подобные меры должны оградить население от закредитованности, ведь именно наименее обеспеченные слои населения чаще всего достигают указанного состояния. Предложение неплохое, но систему премирования сотрудников, также как и условия соответствия клиентов, кредитные организации, как частные компании, определяет самостоятельно.

Помимо проблем в секторе микрокредитования Дмитрий Янин напомнил и о проблеме в сфере кредитных карт. Например, эмитенты кредиток практикуют безакцептное увеличение лимитов, уведомляя держателей об этом как о свершившемся факте посредством SMS-сообщений. Эксперт предлагает вменить в обязанность кредитным организациям в таких случаях получать разрешение клиента в письменном виде.

Согласно действующему порядку получив одобрение на получение займа, клиент имеет право на ознакомление с индивидуальными условиями кредитования в течение 5 дней, то есть сотрудник кредитора обязан предоставить потенциальному заемщику всю кредитную документацию для прочтения. И только по окончании указанного срока клиент должен дать согласие на заключение сделки либо отказаться от нее. Данным правом пользуется лишь 0,5% заемщиков. Обычно же договора заключаются сразу в день получения одобрения на предоставление кредита.

Многих проблем можно было бы избежать, если бы удалось повысить финансовую грамотность населения. Начиная с 2014 г. Минфин России реализует проект "Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации". Среди прочих задач программа должна способствовать формированию у граждан более ответственного отношения к личным финансам. К реализации проекта привлекают экспертов и преподавателей всех уровней образовательной системы.

Правозащитники полагают, что к вопросу финансового просвещения следует привлекать и банковских специалистов, тех, кто работает во фронт-офисах и предоставляет банковские услуги. Например, они не часто объясняют клиентам, что минимально допустимый платеж приведет к большой переплате за счет растягивания выплат в течение длительного времени. Банки никогда самостоятельно не информируют держателей кредитных карт о текущей задолженности, ее структуре.

Как на практике повысить добросовестность менеджеров неясно. Существует профессиональный стандарт "Специалист по потребительскому кредитованию" (приказ Минтруда РФ от 14 ноября 2016 г. № 646н). Согласно документу служащие обязаны рассказывать о полной стоимости потребительского кредита, о перечне платежей, входящих в ее расчет, а также должны информировать клиента о финансовых рисках и последствиях нарушения условий договора. Но в документе не прописано, что данный стандарт относится к банковским специалистам по кредитованию, то есть для данной категории сотрудников указанные требования носят рекомендательны характер, но не обязательны к соблюдению.

О вышеперечисленных и иных не менее важных проблемах в сфере кредитования физических лиц 1 марта 2017 г. на заседании Государственного совета доложат Президенту РФ Владимиру Путину.

Материалы по теме "Ипотека, кредиты"

Рекомендуем

Загрузка...