Какие еще шесть новых неналоговых платежей придется платить россиянам?

4653
6 минут
Какие еще шесть новых неналоговых платежей придется платить россиянам?

В ближайшее время шесть новых неналоговых платежей могут войти в НК РФ. Контроль за их сбором перейдет в ведение Федеральной налоговой службы. Какие платежи придется сделать россиянам в ближайшее время? Список неналоговых платежей для предпринимателей?


Как отмечают эксперты, данная законодательная инициатива направлена на повышение платежной дисциплины, ведь ответственность за неуплату налогов намного выше, чем обычных выплат.

Так, среди новых налогов окажется плата за систему «Платон», а также утилизационный и экологический сборы.

Представители Минфина считают, что «платежами, имеющими признаки налогов» также являются обязательные отчисления операторов сети связи общего пользования, плата за негативное воздействие на окружающую среду и курортный сбор.

Все эти платежи за 2017 год принесли в федеральный бюджет 255 миллиардов рублей.

Что ждать от неналоговой инвентаризации платежей

Часть новых платежей может быть включена в НК уже в этом году. Переход контроля их уплаты к ФНС должен повысить ранее невысокую платежную дисциплину — в частности, в прошлом году из 6,5 млрд руб. экологического сбора удалось собрать менее четверти.

Напомним, что изначально сама идея инвентаризации неналоговых платежей вносилась в правительство РФ как способ ограничить их рост и дать бизнесу гарантии неувеличения нагрузки в кризис. Разрешить этот парадокс чиновники рассчитывают в ходе консультаций с бизнесом и депутатами.

Правительство совместно с депутатами в ближайшее время примет решение по вопросу регулирования неналоговых платежей. В целом неналоговых платежей, по экспертным оценкам, насчитывается от 30 до 50, Торгово-промышленная палата (ТПП) оценивала их объем в 1% ВВП (более 800 млрд руб.).

В то же время Минфин настаивает на включении неналоговых платежей в НК в виде отдельной главы. При этом чиновники «услышали в том числе опасения бизнеса, который считает, что в полном объеме ответственность за неисполнение таких норм станет значительно жестче, включая уголовную ответственность».

Вопрос о неналоговых платежах  пока прорабатывается. В НК планируется включить всего шесть неналоговых платежей, близких к налогам, среди которых — утилизационный и экологический сборы. Часть таких платежей может войти в НК уже в этом году.

Такое решение повысит предсказуемость налоговой политики: если раньше такие платежи могли повышаться решением правительства, о чем бизнес узнавал постфактум, то после включения их в НК изменения будут вноситься уже по правилам налогового законодательства.

К платежам, «близким к налогам», также относится курортный сбор. Пока он взимается лишь в нескольких регионах, поэтому вопрос о погружении курортного сбора в НК будет решаться уже по итогам пилотного проекта. Остальные платежи, например плата за проведение экспертизы в строительстве или для допуска лекарства в продажу, это явно не налоги, поэтому включать их в НК было бы странно.

Пока предлагается закрепить в отдельном законе перечень неналоговых платежей федерального, регионального и муниципального уровней и прописать основные принципы их введения и изменения.

На сегодня довольно много платежей взимается в регионах — у субъектов РФ есть право вводить их. Если же неналоговые платежи будут регулироваться законом, то для введения новых потребуются уже поправки в него.

У некоторых платежей действительно налоговая природа, и они могут быть интегрированы в Налоговый кодекс, но их число должно быть минимальным, полагают представители бизнеса. В случае интеграции неналоговых платежей в Налоговый кодекс резко вырастет административная нагрузка, а также появится уголовная ответственность за их неуплату.

К примеру, станут возможны блокировка счетов, уголовное преследование и взыскание задолженности с учредителей. О влиянии появления в НК отдельной главы, описывающей неналоговые платежи, можно судить по успехам ФНС в администрировании новых платежей.

О чем представители бизнеса просят правительство

Главы трех бизнес-объединений — Торгово-промышленной палаты (Сергей Катырин), РСПП (Александр Шохин) и «Опоры России» (Александр Калинин) обратились  к Дмитрию Медведеву с письмом, в котором они просят премьера ускорить внесение в Госдуму законопроекта по регулированию неналоговых платежей.

В письме, в частности, отмечено, что правительство не выполнило поручение Владимира Путина внести проект в парламент до 15 декабря 2017 года.

Напомним, что требуемый закон обсуждается властями уже третий год. Последняя редакция проекта была в целом согласована Минфином и Минэкономики, в сентябре 2017 года он был внесен в правительство.

Проект предполагал разнесение платежей на налоговые и неналоговые, содержал процедуры их включения в реестры (если платежа в них нет, он не взимается), определял порядок уплаты и плательщиков.

До принятия закона объявлен мораторий на введение новых платежей. Однако бизнес-объединения указывают, что де-факто он не соблюдается. Так, на сегодняшний день сохраняется ситуация с введением новых неналоговых платежей и увеличением размеров действующих, говорится в письме.

У нас к неналоговым платежам относятся, в частности, утилизационный, торговый, экологический сборы. Последняя версия законопроекта предлагала регулировать порядка 50 платежей, в основном установленных на федеральном уровне. Минфин оценивал нагрузку на бизнес от таких сборов в 0,7–0,8% ВВП.

Задержка с принятием закона возникла в том числе из-за появления новой развилки. В феврале на Сочинском форуме Дмитрий Медведев говорил, что регулирование может быть принято в форме отдельного закона либо интегрировано в Налоговый кодекс.

По этому поводу еще будут дискуссии, пообещал премьер. Есть и соответствующее поручение — Минфин и Минэкономики вместе с Экспертным советом при правительстве до 28 февраля должны были представить предложения о возможности включения неналоговых платежей в НК.

Однако, по мнению бизнеса, «закатать» все неналоговые платежи в кодекс — это крайность. В письме к премьеру главы бизнес-объединений отмечают, что погружение платежей в НК затянет процесс их регулирования, поскольку потребует значительной переработки отраслевого законодательства.

Кроме того, передача администрирования неналоговых платежей Федеральной налоговой службе займет достаточно много времени и повлечет существенные бюджетные расходы, указывают авторы письма.

Представители ФНС уже высказывали свое отношение к передаче службе таких новых полномочий. В феврале в Совете федерации замглавы службы (на тот момент) Наталья Завилова отмечала, что ФНС не поддерживает такое развитие событий.

По ее словам, систематизировать все неналоговые платежи из отраслевых законов по образцу Налогового кодекса невозможно. Гипотетическая передача администрирования неналоговых платежей ФНС могла бы несколько повысить платежную дисциплину бизнеса, но обернулась бы дополнительными бюджетными тратами на увеличение штата службы и потребовала бы существенной перестройки законодательства.

Полный список существующих неналоговых сборов с предпринимателей 

Перечень неналоговых сборов с бизнеса чиновники представили  общественности на совещании у министра экономического развития Максима Орешкина. Всего на сегодняшний день насчитали 87 таких платажей. Условно их разделили на три группы. В первую из них, экономическую, вошли 24 платежа. 

В частности: 

  • экологический сбор; 

  • утилизационный сбор; 

  • плата за проезд по федеральным трассам грузовиков с массой от 12 тонн; 

  • плата за негативное воздействие на окружающую среду; 

  • патентные пошлины; акцизные сборы; сборы за проведение государственных экспертиз; 

  • платежи за предоставление сведений из регистров.

Во вторую группу чиновники включили 23 платежа за обязательные услуги, оказываемые представителям бизнеса государственными органами и учреждениями на возмездной основе. Например, взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, бесплатное молоко и специального питание работникам вредных производств, а также компенсация за вредные условия труда. До формирования реестра перечень этих услуг будет уточняться. Кроме того, чиновники собираются провести экспертизу на предмет их экономической обоснованности.

Самая большая группа насчитывает 40 сборов, однако ее чиновники не хотят включать в реестр и, при возможности, отменить совсем. В эту группу вошли такие затраты, как взносы кредитных организаций в фонд страхования вкладов, плата за парковочные места, различные таможенные сборы и даже взносы на капитальный ремонт жилых домов. 

Материалы по теме "Налоги и право"

Рекомендуем

Загрузка...