Центральный банк страны выступил с предложением продлить с 5 до 14 дней срок, в течение которого застрахованный вправе отказаться от заключенного договора добровольного страхования. Данное положение имеет все шансы на реализацию уже со следующего года.
История вопроса
Периодом охлаждения называют временной отрезок, в течение которого клиент вправе отказаться от приобретенной услуги и получить назад уплаченную сумму премии. Данное понятие впервые появилось в законодательстве страны 31 мая 2016 г.
О том, что нужно ввести понятие «период охлаждения» в 2015 г., говорили специалисты ФАС. Они апеллировали к существенному увеличению жалоб на навязывание дополнительных полисов страхования при оформлении договоров ОСАГО. ЦБ РФ неоднократно напоминал о данной проблеме и даже временно лишал “Росгосстрах” права реализовывать полисы ОСАГО.
После этого Союз автостраховщиков выступил с предложением установить добровольный период охлаждения. Тогда представители ЦБ РФ приступили к разработке нормативного акта, обязавшего страховщиков предоставить клиентам некоторое время на раздумье.
Дополнительные меры оказались необходимы несмотря на то, что в действующем законодательстве предусмотрено наказание для страховщиков за отказ в выдаче полиса ОСАГО и навязывание дополнительных услуг. По статье 15.34.1 КоАП РФ в таких случаях им грозит штраф в размере 50 тысяч рублей. А компании, нарушающие права потребителей, рискуют лишиться права оказывать страховые услуги согласно решению Банка России.
Условия отказа от добровольной страховки
Владелец авто может отказаться от навязанных услуг при покупке ОСАГО
Важно, чтобы в указанный период не произошел страховой случай. Тогда договор расторгнуть не получится. С другой стороны, в такой ситуации уже у страховщика возникнет обязанность по совершению страховой выплаты.
Сегодня период охлаждения длится минимум 5 дней. По собственному усмотрению страховой компании данный срок может быть увеличен.
Если в указанный срок, застрахованный направляет страховщику письменное уведомление об отказе от страховки, то страховая компания обязана вернуть всю уплаченную сумму страховой премии в течение последующих 10 рабочих дней. Если клиент с указанной просьбой обратился по истечении периода охлаждения, то часть страховой премии может быть удержана пропорционально сроку действия договора страхования.
Деньги могут вернуть как наличными, так и перечислить на счет. Данный вопрос стороны решают по договоренности.
Сфера применения
Также указанные нормы распространяются на страхование средств наземного транспорта (кроме железнодорожного), страхование имущества граждан, страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств, водного транспорта и при причинении вреда третьим лицам. К данной категории относятся и страхование финансовых рисков, и комбинированное страхование.
Исключения
Пока регулятором подготовлены поправки в свои Указания от 20 ноября 2015 года № 3854-У «О минимальных (стандартных) требованиях к условиям и порядку осуществления отдельных видов добровольного страхования». В документе указывается, что пролонгирование периода охлаждения в отношении заключенного со страховщиком договора не станет распространяться на ряд страховок.
Например, на добровольное медицинское страхование иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывших в Россию на работу, а также на добровольное страхование, предполагающее оплату оказанной гражданину РФ, выехавшему заграницу, медицинской помощи, и (или) оплату возвращения его останков в страну.
Не предполагается распространение таких послаблений и в отношении добровольного страхования, что является обязательным условием допуска к выполнению профессиональной деятельности согласно российскому законодательству, и в отношении добровольного страхования гражданской ответственности собственников транспортных средств в области международных систем страхования.