Процесс самообложения граждан налогами упростят

6149
6 минут
Процесс самообложения граждан налогами упростят

Госдума приняла в первом чтении законопроект, упрощающий механизм самообложения граждан. То есть вместо референдума для введения самообложения будет достаточно схода жителей. Что такое самообложение, для чего оно и кто облагается налогом?

Данная законодательная инициатива была внесена в нижнюю палату группой депутатов во главе с единороссом Александром Сидякиным. Парламентарии также предложили ввести обязательные разовые сборы с граждан для пополнения местного бюджета.


По закону, сегодня установить самообложение можно только на местном референдуме, но авторы документа хотят передать этот вопрос на уровень территориального местного самоуправления, тогда референдум уже не потребуется.

«Решение вопросов введения и использования средств самообложения в границах территориального общественного самоуправления предлагается осуществлять на собрании граждан, осуществляющем территориальное общественное самоуправление», — сказано в пояснительной записке к закону.

Как напомнил депутат Госдумы Андрей Исаев, сегодня существует практика, что если люди решили построить дорогу или отремонтировать двор, они могут референдумом принять решение о самообложении.

Но референдум может проходить только в границах муниципального образования. Предположим, есть какой-то удаленный район, где нужно отремонтировать дорогу, референдум в этом случае нужно проводить во всем муниципальном образовании, а большинству жителей всё равно, что там с дорогой, в этом удалённом районе.

Благодаря законопроекту можно будет  решать эти вопросы  в конкретном населённом пункте.

Что такое самообложение

Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.08.2017)

Статья 56. Средства самообложения граждан

1. Под средствами самообложения граждан понимаются разовые платежи граждан, осуществляемые для решения конкретных вопросов местного значения. Размер платежей в порядке самообложения граждан устанавливается в абсолютной величине равным для всех жителей муниципального образования, за исключением отдельных категорий граждан, численность которых не может превышать 30 процентов от общего числа жителей муниципального образования и для которых размер платежей может быть уменьшен.
2. Вопросы введения и использования указанных в части 1 настоящей статьи разовых платежей граждан решаются на местном референдуме (сходе граждан).

Самообложение граждан и налогообложение являются составной частью финансовой деятельности государства и местного самоуправления. Данные направления финансовой деятельности имеют различное правовое регулирование и, как думается, различную правовую природу.

Надо подчеркнуть, что целевой характер средств самообложения граждан выражен более ярко. В соответствии с положениями статьи 56 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 03.11.2015) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» средства самообложения граждан направляются на решение конкретных вопросов местного значения.

Налоги такого целевого значения, как правило, не имеют. Исключения на текущий период развития налоговой системы России составляют акцизы на топливо и транспортный налог, пополняющие дорожные фонды, имеющие целевой характер.

Налоги – это регулярные платежи, а средства самообложения граждан –разовые, призванные обеспечить решение конкретных задач местного значения.

В статье 56 Федерального закона от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»установлено, что вопросы самообложения граждан решаются на местном референдуме (сходе граждан).

Можно выделить и иные различия в юридической конструкции рассматриваемых платежей. Однако есть и общие черты. Например, их объединяет поступление данных платежей в бюджетную систему и публичная цель взимания.

Несмотря на различия и некоторые сходства названных платежей, они уплачиваются за счет собственных средств граждан и направляются на финансирование выполнения публичных задач. Интересным представляется вопрос о соотношении права граждан на самообложение и налогового суверенитета государства.

Налоговый и государственный суверенитет

Налоговый суверенитет является частью более общего понятия - государственного суверенитета, в связи с чем государственный и налоговый суверенитет имеют единые истоки. Концепция государственного суверенитета воплощена в Конституции РФ, в части 1 статьи 3 которой указано, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. То есть основой государственного суверенитета России является народовластие.

В трудах по конституционному праву обращено внимание на то, что народ является единственным источником власти. Думается, что именно этим признаком обусловлена законодательная форма установления налога.

Таким образом, налогообложение и самообложение граждан по своей сути выражение народовластия, только налогообложение – представительной его формы, а самообложение – непосредственной.

Самообложение граждан не может нарушать налоговый суверенитет государства, так как оба элемента общественной жизни имеют общие истоки. Однако, по мнению экспертов, данные направления финансовой деятельности требуют координации друг с другом, а также с механизмами межбюджетных трансфертов и регулирующих доходы бюджетов.

Анализ бюджетов муниципальных образований позволяет сделать вывод о недостаточности налоговых доходов для финансирования вопросов местного значения.

Представляется, что данное обстоятельство не является недостатком существующей налоговой системы.

Недостаточность местных налогов для финансирования вопросов местного значения характерна для многих государств, в том числе и развитых. Думается, что самообложение граждан – более эффективный метод финансовой деятельности муниципальных образований.

Аргументами к данному доводу могут быть следующие положения.

Первое. Самообложение граждан более «эластичный» способ аккумулирования местных финансов, так как он направлен на финансирование «конкретных» задач.

Второе. Диспозитивный метод, лежащий в основе самообложения граждан, повышает ответственность муниципальной власти, так как использованию подлежат ресурсы, аккумулированные добровольно, а не принудительно, как налоги.

Третье. Общественный контроль за использованием ресурсов, собранных в результате самообложения граждан, представляется более эффективным.

Однако применение такого метода, как самообложение граждан, используется редко. Думается, что одной из причин этого обстоятельства является отсутствие правовых основ, достаточных для эффективной реализации данного метода финансовой деятельности.

Требования к порядку самообложения граждан

По существу его правовое регулирование сводится к некоторым положениям Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 28.11.2015) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Бюджетного кодекса РФ.

Указанный Федеральный закон устанавливает следующие основные требования к порядку самообложения граждан.

Во-первых, средства самообложения – это разовые платежи.

Во-вторых, они носят целевой характер.

В-третьих, равный размер для всех лиц, проживающих на территории муниципального образования.

В-четвертых, вопросы введения и использования средств самообложения граждан решаются на референдуме (сходе граждан).

Правовое регулирование процесса самообложения граждан

Бюджетный кодекс РФ устанавливает, что средства самообложения граждан являются неналоговыми доходами местных бюджетов.

По оценке правоведов, процесс самообложения граждан требует более детального правового регулирования. Представляется целесообразным закрепить обязательное проведение опроса граждан по вопросу финансирования дефицита местного бюджета: за счет средств, привлеченных в форме муниципальных заимствований, или через механизм самообложения граждан.

Самообложение граждан, в отличие от муниципальных заимствований, не влечет возникновение дополнительных обязательств в виде процентов за пользование займом.

Как замечают правоведы, требует дополнительного регулирования вопрос содержания решения о самообложении граждан, обеспечения его исполнения, последствий неисполнения отдельными гражданами такого решения.

Авторы законопроекта о самообложении стремились закрепить на законодательном уровне положение о том, что решение о самообложении граждан должно содержать:

1) предмет финансирования с подробным описанием его основных характеристик;

2) стоимость и срок реализации финансируемого мероприятия;

3) предельные сроки внесения гражданами денежных средств;

4) требование обособленного учета средств самообложения граждан;

5) обязательность осуществления муниципального финансового контроля за формированием и использованием средств самообложения;

6) обязательность утверждения отчета об использовании средств самообложения граждан.

Таким образом, самообложение граждан и налоговый суверенитет государства имеют общие истоки. Расширение применения такого метода финансовой деятельности муниципальных образований, как самообложение граждан, позволит более эффективно использовать муниципальные финансы.

Материалы по теме "Налоги и право"

Рекомендуем

Загрузка...