Расширяется перечень услуг с оплатой по QR-коду - система быстрых платежей

2108
4 минуты
Расширяется перечень услуг с оплатой по QR-коду - система быстрых платежей

Уже в октябре-ноябре этого года тысячи точек продаж - сетевые магазины, кафе, рестораны, телеком-компании и другие - предложат клиентам новый способ оплаты товаров и услуг - смартфоном по QR-коду через Систему быстрых платежей (СБП).

Проблема в том, что значительная часть покупателей пока еще не получила к ней доступ.

Система быстрых платежей запущена Банком России и пилотной группой банков в начале года для переводов между счетами физлиц, а теперь начинает действовать и в ретейле.


Как признают владельцы торговых сетей и сервисных предприятий, для них этот способ расчетов кратно дешевле приема карточных платежей: за большинство товаров и услуг комиссия банку не превысит 0,4 процента, за дорогие покупки, например за автомобиль, - 0,7 процента.

 С 1 октября банки могут взимать эти комиссии с торгово-сервисных предприятий. К этому же дню все 11 системно значимых кредитных организаций должны были присоединиться к СБП. Дедлайн нарушил Сбербанк - он безуспешно пытался обсудить особые условия, затем объявил, что в срок не уложится.

По оценке ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ), за первый год эксплуатации СБП может занять от 4 до 6 процентов безналичных платежей.

"Необходимо будет разъяснять покупателям преимущества системы и возможности ее использования", - сказал представитель АКОРТ. Затраты на внедрение технологии можно будет оценить после реализации пилотных проектов, добавил он.

Быстрые платежи не требуют платежных терминалов, для них может быть достаточно обычного смартфона с установленным на него приложением, которое будет генерировать QR-коды.

Ретейлеры, заинтересованные в наращивании безналичного оборота, вряд ли будут медлить с внедрением нового метода после завершения его тестирования: издержки на прием оплаты по QR-кодам сопоставимы со стоимостью инкассации, вложения в необходимое оборудование вряд ли заметно ухудшит привлекательность СБП даже для ретейлеров среднего размера.

Повышенный интерес магазинов к внедрению расчетов через новую систему отмечает ряд банков, входящих в пилотную группу. Первыми торгово-сервисными предприятиями, которые подключатся через нас к СБП, станут телекоммуникационные провайдеры.

Ведь практически каждая компания, у которой значимые обороты проходят через эквайринг, видит в СБП способ снижения расходов. Среди основных сегментов выделяют федеральных и региональных ретейлеров и предприятия питания.

Основной интерес в большей степени исходит со стороны кафе и ресторанов, компаний сферы услуг, а также от ретейлеров, занимающиеся продажей электроники и одежды. У многих банков практически все клиенты по эквайрингу заинтересованы в новой технологии.

Многие кредитные организации готовят к старту новой системы маркетинговые акции, чтобы сделать сервис максимально привлекательным для покупателей.

"Я думаю, что СБП и карточные платежи будут взаимодополнять друг друга, а конкурировать, скорее, с наличными, - полагает глава Национальной системы платежных карт (операционного, платежного и клирингового центра СБП) Владимир Комлев.

Система быстрых платежей придет достаточно быстро и естественно в те сегменты, где сегодня используются наличные, нет POS-терминалов и где нельзя сделать безналичный платеж в два клика, а нужно вводить сложные реквизиты.

Она не начнет конкурировать с платежами по картам, потому что карта дает близкий к идеальному клиентский опыт, когда для совершения платежа нужно просто прикоснуться к терминалу, особенно если платишь телефоном с биометрической аутентификацией.

При этом эксперты допускают, что торгово-сервисные предприятия в своих маркетинговых акциях будут продвигать СБП и там, где уже прижился безнал.

Но покупатель все равно будет выбирать для себя наиболее простой вариант, - и здесь смещение в сторону более дешевых платежей будет очень и очень плавным.

Как полагают эксперты, на скорость внедрения СБП в расчеты между покупателями и продавцами повлияют не только тарифы и скорость расчетов, но и количество сбоев и блокировок по любым причинам (например, в рамках борьбы с отмыванием средств)

Как только появится положительная практика - внедрение ускорится.

Само по себе появление СБП на рынке безналичных платежей будет способствовать снижению тарифов классического эквайринга. Это приведет к сильным переменам в программах лояльности банков и ритейлеров.

Уровень комиссий по эквайрингу уже начал снижаться, как следствие, платежные системы пересматривают и размер комиссии, который остаётся банку-эмитенту карты. А это означает, что у банков будет меньше средств, которые они могли бы направить на поощрение клиентов, которые расплачиваются картами.

Так что наверняка банки будут ухудшать условия "кэшбека на всё" и переносить акцент на совместные с ритейлерами акции, когда кэшбек начисляется на покупки в конкретной сети магазинов.

Для банков на данный момент технология оплаты через QR-код не очень выгодная. Ведь, условно говоря, с классических транзакций они получают комиссию, которая зависит от разных факторов и достигает 2 процентов и даже больше, а при оплате в системе СБП вознаграждение банка фиксировано и составляет где-то 0,2-0,4 процента (с учетом расчетов между банком продавца и банком покупателя).

При этом выгода магазинов, наоборот, возрастает. Предполагается, что это должно повлечь за собой снижение цен во благо покупателей, но надо посмотреть, как это будет работать в реальности.

К тому же для обывателя разница в цене в 1-1,5 процента будет едва ощутима.

В то же время банки постараются возместить выпадающие доходы от снижения тарифов на эквайринг при помощи различных комиссий или дополнительных услуг.

Материалы по теме "Ведение бизнеса"

Рекомендуем

Загрузка...