С 1 января 2014 года гражданам России могут запретить оплачивать крупные покупки наличными

7421
5 минут
С 1 января 2014 года гражданам России могут запретить оплачивать крупные покупки наличными
От разговоров об ограничении наличных платежей Минфин переходит к делу. Он уже подготовил пакет законопроектов. Предлагается с 1 января 2014 года запретить гражданам рассчитываться за крупные приобретения наличными деньгами, а практически все магазины и предприятия, оказывающие услуги населению, обязать принимать банковские карты. Эксперты опасаются, что инициатива может способствовать появлению новых видов мошенничества.

За покупки на сумму более 600 тыс. руб. с 1 января 2014 года нельзя будет расплатиться наличными. Проект соответствующих поправок в Гражданский кодекс опубликован в субботу на сайте Минфина.

Предпринимателям дано время на подготовку, а в дальнейшем лимит на ограничение максимальной суммы платежа наличкой может быть снижен. В Минфине рассчитывают, что введение новых мер повысит прозрачность расходов на дорогостоящие предметы потребления и услуги. Кроме того, эта мера обеспечит прозрачность оборота торгово-сервисных организаций, а также положительно скажется на повышении доли безналичных платежей в российской экономике, надеются в минфине. Чтобы у граждан была возможность расплатиться «пластиком», все торгово-сервисные предприятия с выручкой более 60 миллионов рублей в год будут обязаны принимать к оплате банковские карты.

Дискуссия об ограничении наличного оборота идет в правительстве уже год — с подачи главы Сбербанка Германа Грефа. О намерении ограничить право граждан рассчитываться наличными деньгами предупреждал министр финансов Антон Силуанов. По его словам, чрезвычайно большое количество наличных в России задействовано в обслуживании теневого бизнеса.

Минфин ссылается на опыт других европейских стран, например в Италии с недавних пор запрещено оплачивать наличными покупки дороже 1 тыс., в Греции — 1,5 тысячи. Авторы законопроекта уверены, что ограничение «обеспечит прозрачность оборота торгово-сервисных организаций». А вот населению особых неудобств не создаст, так как коснется очень ограниченного круга дорогостоящих покупок. При этом Минфин напоминает, что наличные расчеты между юрлицами ЦБ еще в 2007 году ограничил суммой в 100 тыс. рублей.

Против ограничения оборота наличности высказывался как раз ЦБ. Там указывали, что мошенничество с банковскими картами и другими формами электронных расчетов наносит больший ущерб, чем, например, подделка наличных денег. К тому же стоимость пользования электронными деньгами в России намного выше, чем в Европе. Советник департамента регулирования расчетов ЦБ Юрий Борисов недавно отмечал, что межбанковская комиссия по картам Visa и MasterCard у нас соответственно составляет 1,3 и 1,37% от оборота. В среднем по Европе она равна 0,7 и 0,9%. Причем есть обязательства обеих крупнейших мировых платежных систем в ближайшие годы довести уровень своей комиссии в странах ЕС до 0,2–0,3%. Другой российской проблемой является неразвитость инфраструктуры, способной принимать банковские карты.

По данным ЦБ, число POS-терминалов (аппараты, позволяющие проводить оплату товаров или услуг с помощью карты) на миллион жителей у нас на порядок меньше, чем в Финляндии или Греции. В среднем по Европе количество точек приема карт в шесть раз выше, чем в России, и через них проводится в 2,3 раза больше операций. В Минфине признают проблемы. Но развитие платежной инфраструктуры там предлагают стимулировать административными мерами. В тот же день на сайте министерства появился еще один законопроект с поправками к законам «О защите прав потребителей» и «О торговле».

Из него следует, что предприятия торговли или услуг с годовой выручкой более 60 млн руб. к 1 января 2014 года обязаны иметь у себя POS-терминалы, чтобы граждане могли рассчитаться там с помощью банковской карты. Особо оговорено, что системы оплаты картами должны иметь интернет-магазины с таким же годовым оборотом. В пояснительной записке отмечается, что при объеме рынка интернет-торговли в 320–350 млрд руб. 70–80% его оборота приходится на теневые сделки.

«Действуют пока только принудительными мерами, а не стимулирующими, — возмущается руководитель центра экспертизы проблем предпринимательства «Опоры России» Андрей Шубин. — А взамен ничего не дают». По его словам, первоначально предполагалось, что POS-терминалы должны будут иметь организации с оборотом более 36 млн руб. в год. Только по настоянию ОПОРЫ планку решили поднять до среднего оборота торговых организаций по стране. Особенно накладным обслуживание POS-терминалов стало бы для небольших продуктовых магазинов шаговой доступности, где средний чек составляет 300–400 руб. Тем более что для предприятий с малым оборотом тарифы на обслуживание карт выше. В среднем они составляют 1,3–1,7% от безналичного оборота, но могут доходить и до 3%. «Идеально было бы не более 1%», — говорит Шубин.

По его словам, скоро в Минфине будут обсуждать с участием представителей Visa и MasterCard, насколько можно снизить комиссию. Пока Минфин не опубликовал третий законопроект — об обязательном перечислении на банковскую карту зарплаты, который, по данным «МН», обсуждался в пакете с первым двумя. С этим документом меньше ясности. Силуанов высказывался за установление такого порядка, но сначала только для бюджетников. Но пока в законопроекте, по данным осведомленного источника «МН», предполагается, что норма станет обязательной для всех предприятий со среднегодовой численностью работников более 50 человек, для торговых организаций — более 30 человек, для оказывающих услуги — более 20 человек. Оперативно получить комментарий в Минфине «МН» не удалось.

Кирилла Труханова из юридической фирмы «Вегас-Лекс» беспокоят предложения Минфина. Запрет на расчеты наличными распространяется не только на покупки в магазинах, но и на сделки между гражданами, проконтролировать которые гораздо сложнее, указывает юрист. Даже сделки по приобретению недвижимости в провинции часто заключаются без какого-либо участия банков. Совсем непонятно, кто будет следить за расчетами при покупке автомобилей. Вряд ли этим захочет заниматься ГИБДД, регистрирующая смену собственника, предполагает он. Другой вопрос возникает по поводу возможных последствий сделок, заключенных гражданами в нарушение требований Гражданского кодекса. «Теоретически такая сделка может быть признана недействительной», — предупреждает Труханов. Для этого достаточно заявления одной из сторон сделки. И это может стать предметом для мошенничества, опасается юрист.

Например, граждане заключают соглашение об оказании каких-то услуг на сумму более 600 тыс. руб. — по строительству, ремонту или аренде жилья. После оплаты наличными заказчик подает заявление в суд о признании сделки незаконной. Суд расторгает договор и обязывает вернуть деньги заказчику. «Оказанные услуги назад не вернешь», — отмечает Труханов.

Материалы по теме "Законодательство"

Рекомендуем

Загрузка...