Новые обучающие программы в детских садах: STEM-образование для дошкольников

3691
4 минуты
Новые обучающие программы в детских садах: STEM-образование для дошкольников

В детских садах начнут внедрять новые обучающие и образовательные программы. Уже в дошкольном возрасте дети будут получать знания работы на компьютере, будут знакомиться с лабораториями и заниматься научно-техническим творчеством. Какие программы для обучения будут предложены в детских садиках? Апробация инновационных образовательных программ для маленьких инженеров стартует в 18 регионах России уже в ближайшие месяцы.

Экспериментальное поле для роботов, мини-лаборатория, конструкторское бюро, мультстудия... Эти и другие модули научно-технического творчества могут появиться в детских садах по всей стране.

Всего инновационных программ для малышей – две. Первая - "STEM-образование для дошкольников" - состоит из шести модулей: экспериментирование с живой и неживой природой, робототехника, математика, конструирование, мультстудия, работа с фигурами по системе Фребеля.


У каждого блока своя техническая "начинка" и методические рекомендации: как заинтересовать ребенка, как построить игру, научить малышей работать в команде и вместе решать практические задачи...

Уже известно, что апробация инновационных образовательных программ для маленьких инженеров стартует в 18 регионах России уже в ближайшие месяцы.

В компьютерных программах для малышей можно будет увидеть пчелку размером с котенка, которая  ползет по бумажному полю с картинками. Или проезжающий нарисованный мост, перекресток, деревья, цветок. Миссия выполнена: программируемый робот радостно жужжит и сверкает глазами.

Малыш хлопает в ладоши. Ведь именно он помог желто-полосатому другу добраться до дома. Как? Игровое поле поделено на клетки. Жмешь на кнопку-стрелку на спинке пчелы - та двигается на шаг вперед, нажимаешь на другую - и робот поворачивает, объезжая препятствие.

Директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования Татьяна Волосовец считает, что именно так закладываются основы программирования у дошкольников. Никто не ставит малышам сверхзадачи и не учит писать сложный код.

Главная цель такой программы - выстроить оптимальную программу движения механизма по клеткам - превращается для них в увлекательный квест.

Для освоения курса подойдут разные роботы: и программируемые пчелки, и машинки, и любые животные. Плюс - игровые поля с разными сюжетами, которые можно придумать, нарисовать, расчертить и даже сконструировать вместе с детьми.

В результате возникает живая игра, начинают складываться отношения, зовут героев приключения и победы. Все для того, чтобы ребенок развивал креативность, воображение и логическое мышление.

И это только часть образовательного контента, разработанного учеными и педагогами для детсадовцев пяти-семи лет.

Как утверждает Татьянга Волосовец, по наблюдениям педагогов и социологов, если ребенок не познакомился с основами технической деятельности до 7-8 лет, в большинстве случаев он не свяжет будущую профессию с техникой.

Вот почему так важно показать ему разные возможности, способы взаимодействия с миром. И даже если малыш окажется "чистым" гуманитарием, этот опыт ему пригодится.

Разработанная педагогами STEM-программа включает не только знакомство с техникой и технологией, но и творчество. Яркий пример - мультстудия. Ребята объединяются в группы по 3-5 человек и придумывают сюжет будущего мультика. Например, про ворону и лисицу.

Дети сами создают героев из пластилина, помещают их в игрушечные декорации, выставляют свет... Пока такая программа уже апробирована в нескольких детских садах Краснодарского края. В масштабном федеральном эксперименте по ее внедрению примут участие более 150 детских садов из 12 регионов страны.

Между тем, в Самарской области при поддержке специалистов Института изучения детства, семьи и воспитания РАО создана вторая программа для маленьких "технарей", которая будет апробирована в детских садах 6 регионов России. Название говорит само за себя: "От Фребеля до робота: растим будущих инженеров".

Особенность второй программы в том, что она не только развивает у ребенка инженерное мышление, но и знакомит его с конкретными профессиями. Например, в сфере машиностроения, электротехники или даже железных дорог. Такая "опережающая профориентация" будет особенно актуальна для наукоградов и моногородов, где расположены большие производства.

"Опережающая профориентация" в наших условиях весьма актуальна для наукоградов и моногородов. Но можно ли подменять традиционные "развивайки" научно-технической образовательной игрой?

Тут, как уверяют специалисты, родителям беспокоиться не стоит. 60 процентов занятий в детских садах строго регламентированы. Развитие речи, рисование, лепка, музыка, физкультура будут всегда.

А 40 процентов занятий отводится под вариативную часть программы (формируемую участниками образовательных отношений). Именно это время можно выделить под робототехнику и конструирование.

Наша справка

Аббревиатура STEM становится в российской образовательной среде все популярнее. Расшифровать ее можно так: Science - Наука, Technology - Технология, Engineering - Инженерное дело, Math - Математика. Программы, созданные в рамках этой концепции, уже прочно прописались в вузах, школах и центрах дополнительного образования. А теперь в нее погружаются и детские сады.

Материалы по теме "Детские сады и их проблемы"

Рекомендуем

Загрузка...