
Каковы ключевые результаты работы ведомства за прошедший год и планы по развитию российской системы образования на 2016 год? На эти вопросы депутатов Госдумы РФ ответил министр образования и науки Дмитрий Ливанов.
Дошкольное образование сегодня
Как уточнил министр, на 1 января 2016 года доступность дошкольного образования для детей от 3 до 7 лет этого года составила 99 процентов. Детсады начали работать по федеральным государственным образовательным стандартам. Абсолютно все педагоги дошкольного образования за три года прошли повышение квалификации, а их зарплата за этот период выросла на 70 процентов. Разработаны примерная образовательная программа и более 20-ти вариативных программ.
Решить предстоит основную задачу — сделать доступным дошкольное образование для детей в возрасте до 3-х лет.
Реалии школьного образования
Ливанов отметил, что сейчас большинство школ оснащено современным оборудованием, практически все подключены к Интернету. Растет оплата труда учителей, эта профессия вновь становится престижной. Теперь в школах молодых учителей значительно больше, чем их коллег пенсионного возраста.
Школы поэтапно переходят на новые стандарты. Теперь воспитание учеников — одна из главных задач в школьной деятельности. Успешно выполняет свою функцию единый государственный экзамен, в этом плане никаких значительных изменений в ближайшие три года не планируется. Успешно прошли апробацию Всероссийские проверочные работы.
Что предстоит сделать
-
К 2021 году перевести на односменный режим начальную и старшую школу, а к 2025 году – все ученики должны быть переведены в новые школы из зданий с износом более 50 процентов;
-
реализовать проект «Российская электронная школа»;
-
избавить педагогов от излишней отчётности;
-
поддержать заработные платы педагогических работников на заданном уровне.
Позже, в рамках дискуссионной площадки «Образование и наука» XV съезда партии «Единая Россия», Дмитрий Ливанов отметил, что «гарантированная часть заработной платы педагога не должна быть ниже 65-70%, соответственно стимулирующая часть не должна быть больше 30-35%». Он также сообщил, что в 2016 году все регионы должны привести оплату труда педагогов в соответствие с этими положениями.
Программа дополнительного образования
Как сообщил глава Минобрнауки, организации дополнительного образования детей в 2016 году будут переводиться на нормативное финансирование. Сейчас доля детей, которые занимаются в кружках и секциях, школах искусств, спортивных школах, составляет 64 процента. .Музеи и вузы также доступны для посещения школьников. Дети занимаются не только в специализированных школах, клубах и секция, у них есть возможность развиваться и непосредственно в школах, что особенно важно для сельских населенных пунктов.
Минобрнауки настоятельно рекомендует регионам не сокращать сеть специализированных организаций дополнительного образования. К 2020 году дополнительное образование должно увеличиться до 70-75 процентов, а кружки и секции технического и инженерного творчества — в 2-2,5 раза.
О детях с ограниченными возможностями здоровья
Министр подчеркнул важность работы с такими детьми. «Сегодня в 20 процентах всех школ страны созданы все условия для инклюзивного обучения, утвержден межведомственный комплексный план по вопросам организации инклюзивного образования», — отметил он. Сохранены коррекционные школы. С 1 сентября 2016 года вступили в силу федеральные стандарты начального общего образования для детей с ОВЗ.
Забота о детях-сиротах
Ливанов привел такие данные: в 2015 году 69 тысяч детей переданы на воспитание в замещающие семьи или возвращены родителям. А всего в государственном банке данных сегодня находятся сведения о 71 тысяче детей. Минобрнауки считает, что приоритетными должны быть семейные формы устройства детей-сирот.
Программы среднего профессионального образования
Минобрнауки прежде всего поддерживает региональные программы развития профессионального образования. О том, что спрос на такое образование растет, свидетельствуют такие данные: 40 процентов выпускников девятых классов идёт в систему среднего профессионального образования, в колледжи и техникумы, и лишь 60 процентов переходит в десятый класс. При этом расширяется сотрудничество системы профобразования с работодателями.
В 2016 году будут созданы шесть самых современных межрегиональных центров компетенций с особыми условиями, чтобы подготовить специалистов по 50-ти наиболее востребованным и перспективным профессиям. На ближайшие пять лет разработан специальный комплекс мер по совершенствованию профессионального образования, в том числе и по его техническому переоснащению.
Перспективы системы высшего образования
Дмитрий Ливанов рассказал депутатам о работе Министерства по развитию инженерного образования, о целевой поддержке педагогического образования, о программе по созданию опорных вузов в российских регионах, по повышению качества высшего образования, о том, что преодолён многолетний негативный тренд сокращения числа учёных, исследователей в нашей стране.
«Безусловно, наша задача — создание научных заделов, которые позволят нашей стране быть лидером в науке в мире и в будущем. Здесь российская фундаментальная наука становится более востребованной в мире», — сказал министр.
Дмитрий Ливанов особо подчеркнул значение работы по созданию российского движения школьников, подчеркнув, что «оно создаётся в интересах развития детей, подростков, молодёжи для их позитивной социализации и широкого вовлечения в социальные практики для совершенствования воспитательной работы в образовательных организациях».