Для нацменьшинств обучение на родном языке в школе будет осуществляться по заявлению родителей

2224
6 минут
Для нацменьшинств обучение на родном языке в школе будет осуществляться по заявлению родителей

В Совете Федерации подготовили законопроект, который устанавливает возможность обучения на родных языках народов России в рамках основной школьной программы. Документ будет предположительно будет рассмотрен Госдумой уже на этой неделе. А уже до конца месяца он может оказаться на рассмотрении в палате регионов.

Как пояснил журналистам председатель думского Комитета по образованию и науке Вячеслав Никонов, редакция закона, которая была принята в первом чтении, не устраивала парламентариев — она давала основания трактовать закон так, что преподавание родных языков переводится на факультативный уровень. «Это, конечно, не так», — заверил он.


Для корректировки законопроекта была создана  специальная рабочая группа. С ее подачи появились пункты, согласно которым федеральные образовательные стандарты школьного образования будут обеспечивать возможность изучения родных языков народов России, в том числе русского языка как родного.

Предусмотрено, что свободный выбор языка для школьного образования будет осуществляться по заявлениям родителей несовершеннолетних обучающихся или законных представителей учеников.

«Сейчас текст законопроекта готов. Мы понимаем все озабоченности, которые высказывались в ходе работы над этим законопроектом, и считаем, что последней редакцией все они снимаются», — заявил Вячеслав Никонов.

В ходе заседания Совета по межнациональным отношениям и взаимодействию с религиозными объединениями при Совете Федерации возник вопрос: если в том или ином городе или поселении кто-то посчитает, что русский язык для них не родной, не получится ли так, что мы придем к тому, что родители будут писать заявления об отказе изучения русского языка?

Вячеслав Никонов ответил, что русский язык останется обязательным для изучения в российских школах. Депутат  пояснил, что на сегодня есть пять образовательных «линеек» преподавания в российских школах. Три из них не предполагают изучения родных языков.

Так, первая «линейка» предусматривает, что школьное образование ведётся на родном языке — например, на татарском — при сохранении предмета «русский язык». И ещё одна «линейка» — когда преподавание ведётся на русском языке, но преподаётся ещё и родной язык. Что выбрать? Это, согласно новому законопроекту, является прерогативой родителей.

В то же время работа над проектом о родных языках показала — проблема намного глубже, чем могло показаться на первый взгляд. Например, в России существуют федеральные образовательные стандарты только по 11 родным языкам, а учебников, утверждённых на федеральном уровне, ещё меньше. Поэтому профильным комитетом Госдумы предложено создать спецфонд по поддержке родных языков, чтобы решать вопросы с разработкой учебников и федеральных образовательных стандартов для изучения родных языков народов России.

Вячеслав Никонов сделал акцент на том, что в самое ближайшее время после принятия закона начнётся работа учёных, экспертов, парламентариев по созданию единой концепции преподавания родных языков.

Изучение языков народов России оставят в обязательной школьной программе

Никто не собирается изучение языков народов России изымать из обязательной школьной программы. Но вот какой язык будет для ребёнка «родным» и на каком языке он станет обучаться, выберут родители учеников при поступлении детей в первый и при переходе в пятый класс.

Споры о том, должно ли изучение языков народов России быть добровольным или обязательным, ведутся в стране не первый год. Иллюстрацией к этим спорам могут послужить резонансные жалобы родителей школьников из Татарстана. Изучение русского и татарского языков в республике признано обязательным и преподаются они в равном объёме для всех учащихся вне зависимости от национальности.

С таким подходом многие родители не согласны. Рабочая группа по подготовке изменений в закон об образовании нашла компромиссный вариант соответствующей законодательной инициативы. Если родной язык школьника русский, то он должен иметь возможность сосредоточиться именно на его углублённом изучении.

Как пояснил журналистам первый заместитель руководителя фракции «Единая Россия» Андрей Исаев, «Основная цель законопроекта — обеспечить право выбора за учащимися и их родителями, так как, к сожалению, имели место многочисленные злоупотребления, вмешивалась прокуратура, в том числе Генеральная».

Парламентарий напомнил, что точку в спорах поставил президент Владимир Путин, отметивший, что нельзя принуждать человека к изучению языка, который не является для него родным и который изучать он не хочет.

Однако думская инициатива вызвала серьёзные дискуссии в ряде регионов, особенно в республиках. «Зачастую авторам приписывалось то, чего в законопроекте не было. Например стремление сделать национальные языки факультативными. Но этого с самого начала не предполагалось. Законопроектом предписывалось, что изучение национальных языков останется в образовательной программе, но в вариативной части», — подчеркнул Андрей Исаев.

В ходе обсуждения законопроекта участники рабочей группы выработали компромиссный вариант, который предполагает, что республики смогут оставить родные и национальные государственные языки в обязательной части школьной программы, причём русскому языку тоже присвоят статус родного.

«Сегодня русский является только государственным языком страны», — пояснил Андрей Исаев. После этого ученики и их родители смогут сами определять, какой язык в школьной программе будет для них обязательным. «Этот вариант позволит, с одной стороны, обеспечить право выбора языка обучения за учениками и их родителями, с другой стороны — сохранить изучение национальных языков в обязательной программе», — уверен Андрей Исаев.

Депутаты добросовестно отстояли необходимость обязательного изучения родного языка. Для национальных регионов — это главный акцент. Более того, парламентарии защитили тех, кого принуждали учить неродной для них язык.

Зачем нужен специальный фонд поддержки родных языков

Не менее важное положение доработанного законопроекта предполагает создание специального фонда поддержки родных языков. «Все языки народов нашей страны являются не только национальным, но и мировым достоянием, и они нуждаются в очень серьёзной государственной поддержке», — сказал председатель Комитета Госдумы по образованию и науке Вячеслав Никонов.

Новая структура займётся разработкой учебников и образовательных стандартов для изучения языков народов России, в том числе коренных малочисленных. В настоящее время на территории страны используют более двухсот языков и местных наречий. Однако учебники, прошедшие все необходимые экспертизы, есть только по пяти языкам, примерные основные образовательные программы — по тринадцати, напомнил Вячеслав Никонов.

Руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов признает, что проводимые службой проверки выявляли, что ряд программ по родным языкам не прошли соответствующую экспертизу, а некоторые учебники, по которым учатся дети, не соответствуют установленным требованиям. «Уверен, что создание специального фонда и работа по повышению квалификации учителей, а также над программами и учебниками даст результат и повысит качество преподавания родных языков», — сказал он.

Как подчеркнул председатель Комитета Госдумы по делам национальностей Ильдар Гильмутдинов, долгое время считалось, что поддержка родных и государственных языков республик - дело самих субъектов Федерации. Наконец, пришло понимание, что активная поддержка федерального Центра в сохранении этих языков просто необходима.

Материалы по теме "Школьники и учеба"

Рекомендуем

Загрузка...