Готовимся к выпускным: основные ошибки при сдаче ЕГЭ

4329
9 минут
Готовимся к выпускным: основные ошибки при сдаче ЕГЭ

До госэкзамена в школе остается совсем мало времени. Не успеют промелькнуть первые весенние месяцы и придется держать ответ за полученные в школе знания. Многие старшеклассники уже сегодня начинают готовиться к этому серьезному испытанию. 

Чтобы не тратить времени даром, стоит прежде всего посмотреть, какие задания показались наиболее сложными выпускникам 2016 года, и постараться предотвратить неудачи. 

Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ), который разрабатывает вопросы для ЕГЭ, каждый год анализирует ошибки, допущенные старшеклассниками при сдаче госэкзаменов. На их основе составляются задания по ЕГЭ на следующий год.  

Что показал анализ прошлогодних результатов?

Анализ результатов ЕГЭ по литературе прошлого года свидетельствует о том, что 45 процентов выпускников выбирают для сочинений произведения второй половины XIX века (это, например, «Отцы и дети» Ивана Тургенева, «Война и мир» Льва Толстого или «Гроза» Александра Островского). Первую половину XIX века предпочли 30 процентов экзаменуемых, еще 25 процентов выбрали XX век. 

Такой выбор, по мнению экспертов, связан с тем, что вторая половина XIX века изучается в 10 классе, когда школьники взрослеют, вырастают как читатели, а значит, «готовы к более вдумчивому чтению и анализу литературы». При этом в отличие от одиннадцатиклассников ученики десятых классов более расслаблены (так как до экзамена еще далеко), а потому лучше воспринимают информацию. 

Согласно аналитической записке, составленной ФИПИ, только 35 процентов экзаменуемых правильно ответили на вопрос о литературном роде «Евгения Онегина» Александра Пушкина. А сочинение по комедии Фонвизина «Недоросль» осилили только 16 процентов абитуриентов. 

Нерешенные контекстные задачи 

Как правило, учащиеся старших классов плохо проводят аналогии, так как во время подготовки к экзамену не всегда рисуют таблицы, в которых бы литературные произведения и их герои были показаны в сравнении.

Среди базовых экзаменационных заданий самое сложное задание № 4.Как отмечается в методичке, его в прошлом году выполнило 47 процентов выпускников (в 2015-м – 51 процент), несмотря на то что тип задачи «не требует знания периферических деталей текста», нужно знать исключительно ключевые сюжетные элементы и основных персонажей. 

Выпускники, например, плохо отвечают на вопрос: «в каких произведениях русской литературы изображены картины крестьянской жизни и в чем их можно сопоставить со стихотворением «В дороге»? Это контекстные задачи, которые показали, что выпускники не всегда рассматривают литературу как один процесс. 

Сбивает с толку неправильное ударение 

Кто не помнит пушкинской строки «Не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить...»? Но запомнить стихи и сложные названия мало – нужно знать, на какой слог должно падать ударение в том или ином случае, а кроме того – уметь правильно читать стихи, иначе даже музыкальный слух не спасет. 

Средний процент выполнения такого задания – 47,5. Успешно отличить двусложный размер от трехсложного школьникам мешает не только незнание терминологии, но и практики. 

Ведь чтобы верно определить размер (если это не получается с ходу), нужно не одну неделю настукивать карандашиком по парте, читая стихотворение вслух. Если ставить ударения правильно, то определения размера – совсем несложная операция. 

Прозу знают лучше лирики 

Авторы методички отмечают, что российские школьники в целом знают прозу лучше лирики. В том числе и потому, что стихотворения нужно заучивать наизусть, чтобы проводить адекватные параллели. 

При этом эксперты подчеркнули, что лирику Сергея Есенина выпускники знают хуже другой. Например, средний процент выполнения заданий по произведениям Бориса Пастернака – 84,8 процента, Владимира Солоухина – 83,8 процента, Леонида Мартынова – 75,1 процента, Сергея Есенина – 64,9 процента.

Ямб, хорей и амфибрахий

Двусложные размеры, т.е. в двухсложной стопе – ямб (ударение на второй слог) и хорей (ударение на первый слог). 

Трехсложные размеры, т.е. в трехсложной стопе – анапест (ударение на первый слог), дактиль (ударение на второй слог), амфибрахий (ударение на третий слог). 

Подсказка: как  правильно определить размер стихотворения 

  1. определите количество слогов в строке стихотворения; 

  2. вслух (или про себя, но нараспев и «громко» – так тоже можно) читаем строку и ставим ударения над гласными; 

  3. смотрим, через сколько слогов повторяется ударение. 

Какая аргументация признается слабой? 

Аргументация в сочинении опирается на сюжет литературного произведения целиком, а не на конкретные эпизоды. 

В этом случае выходит, что выпускник ознакомился с произведением поверхностно или не понимает разницы между сочинениями по русскому и по литературе. 

Половина экзаменуемых не справляется или недостаточно справляется с аргументацией своей позиции –  в частности, с подтверждением ее с помощью отсылки к литературным источникам. 

Общие рассуждения о литературных героях не приветствуются 

Проблема в том, что выпускники рассказывают о сюжете в общем, не говоря о показательных эпизодах или особенностях персонажей. В этом случае проверяющие не могут поставить за этот аргумент (критерий оценивания сочинения — К3) выше одного балла. 

В этом случае становится понятно, что выпускник знаком лишь с кратким содержанием произведения или, например, «готовым сочинением». Однако «общо» нередко пишут и те ребята, которые читать любят. 

Кроме того, стоит не забывать, что краткие содержания не только не говорят о характерах, но и порой имеют фактические ошибки. Об этом нужно помнить выпускникам. 

Сопоставление в задании цитаты и персонажа, который ее произнес 

Такие ошибки делают те, кто читает краткие содержания или полное произведение, но «наискосок».

Средний процент выполнения таких заданий составляет – 42,2 процента. Так же, как и в случае с аргументацией, основная проблема стоит в неначитанности школьников, в «изучении» кратких текстов по хрестоматии. 

Не стесняйтесь обратиться к преподавателю за помощью 

При подготовке к ЕГЭ хорошо обратиться к преподавателю с просьбой выделить в знаковых произведениях русской литературы фразы, фрагменты, в которых необходимо ориентироваться. Нужно отличать монолог Чацкого, знать – кто и куда посылает Софью в конце комедии «Горе от ума», кто был разочарован Наполеоном в «Войне и мире» и как звали героя, который восхищался человеком в пьесе Максима Горького «На дне». 

Из истории единого госэкзамена 

В этом году Единому государственному экзамену исполняется 16 лет. Девять из них ЕГЭ обязателен для выпуска из школы и поступления в вуз. 

Перед ЕГЭ ставилось несколько утилитарных задач. Главным образом, это унификация требований к выпускникам школ по всей стране и уменьшение коррупционной составляющей, так как тестовую часть проверяет компьютер, а задания с развернутым ответом зашифрованы и проверяются комиссией в другом регионе. 

Главные трудности 

ЕГЭ, который был пять лет назад, сильно отличается от нынешнего экзамена. За годы своего существования ЕГЭ многократно менялся. Первоначально каждый экзамен состоял из трех частей. Часть А – это тестовые задания с выбором ответа из четырех вариантов. Часть В предполагает краткий ответ. Это может быть решение задач, уравнений и неравенств по математике (в бланке нужно указать только ответ), вопросы на знание синтаксиса и морфологии по русскому языку или задание соотнести исторических событий с датами. 

Часть С – это задания с развернутым ответом. В экзамене по русскому – это сочинение, по математике – задания, где нужно записать весь ход решения. Многие задания части С требуют от ученика рассуждений: «Назовите любые три экономические функции государства и проиллюстрируйте примером каждую из них». 

Зачастую, особенно до 2009 года, когда ЕГЭ еще не был обязательным и проводился в качестве эксперимента, в тестах по истории и литературе спрашивали незначительные факты, не влияющие на понимание исторического процесса или литературного произведения. Так, вопросы о цвете платья Наташи Ростовой или породе собачки Муму стали притчей во языцех противников ЕГЭ. Но часть А уже убрали из нескольких экзаменов: по литературе, русскому и математике. 

Из экзамена по истории часть А уже исчезнет в этом году, как и из экзаменов по обществознанию, информатики и географии. 

В ЕГЭ по математике еще и упростилась часть В. Некоторые задания оттуда представляют собой житейские арифметические задачки уровня средней школы, тогда как еще в 2008 году проверялись знания исключительно по темам алгебры, геометрии и тригонометрии старших классов. 

Единый государственный экзамен: раньше и теперь 

В 2014 году минимальный порог, который нужно преодолеть, чтобы закончить старшие классы, составлял 24 балла по математике и 36 баллов по русскому языку. Когда экзамен проверили, оказалось, что 20 процентов выпускников просто не получили бы аттестат. Рособрнадзору пришлось снизить минимальный порог до 20 баллов по математике и 24 баллов по русскому языку. 

После введения базового ЕГЭ по математике слабые ученики, скорее, будут выбирать его и процент не преодолевших минимальный порог уменьшится. 

С 2014 года в аудиториях для сдачи ЕГЭ установлены веб-камеры, которые транслируют экзамен онлайн. В том же году в школы вернули итоговое сочинение, которое выступает в роли допуска к ЕГЭ. 

В 2015 году экзамен по математике разделили на два уровня – базовый и профильный. Базовый экзамен сдают те, кому нужно просто получить аттестат, а также абитуриенты гуманитарных специальностей. Школьники, которым математика понадобится для поступления в вуз, сдают профильный ЕГЭ по математике. 

В 2016 году планировалось разбить на два уровня и экзамен по русскому языку, однако это предложение было отклонено. Главный аргумент в том, что все выпускники должны знать русский язык одинаково хорошо. Но единого мнения по поводу разделения экзамена по русскому языку на два уровня нет. 

Подавать документы одновременно можно только в пять вузов 

Подавать документы в первые годы существования экзамена можно было в неограниченное число вузов, а в 2010 году стало возможным только в пять. Это сделали из-за огромного наплыва абитуриентов во время вступительной кампании 2009 года. 

Абитуриенты подавали документы в огромное количество вузов, и приемные комиссии с трудом справлялись с документами. Были прецеденты, когда абитуриенты подавали документы одновременно и на юриста, и на историка, и на психолога, показывая, что просто не понимают, что им нужно. 

Несмотря на постоянное совершенствование заданий, даже лояльные к ЕГЭ преподаватели не считают этот инструмент проверки знаний идеальным. 

Реформа продолжается

Критики ЕГЭ настаивают, что оригинальность мысли, креативность и широкую эрудицию ученика его задания не оценивают, потому что экзамен не предполагает свободную форму изложения, ученику приходится подгонять свои суждений под критерии оценки. 

Аналитики называют ЕГЭ хорошим экзаменом. Но он больше построен на оценке знаний, а не навыков. Например, навыки в обществознании – это эссе. 

Текст эссе в рамках ЕГЭ по обществознанию пишется по очень жесткому шаблону и проверяет знания, в то время как крупнейшие мировые сравнительные исследования в области образования, такие как PISA, исследуют, какие умения есть у школьника. Поэтому в подобных общемировых рейтингах мы отстаем от других стран.

Материалы по теме "Единый государственный экзамен (ЕГЭ)"

Рекомендуем

Загрузка...