Заместитель председателя комитета Госдумы по образованию и науке Борис Чернышев предложил отказаться в школах от домашнего задания. Он заявил, что чрезмерная нагрузка школьников полностью отбивает у них тягу к образованию.
По его словам, польза домашнего задания сильно преувеличена. И на Западе от него давно уже отказались.
После такого заявления в СМИ развернулась дискуссия. Учителя отвечают Чернышову, что далеко не все в мире отказались от домашнего задания. И в первую очередь не отказались развитые страны.
Российское образование 2018: новая программа и стратегия развития
И, как говорил известный математик Владимир Арнольд, именно увеличение внеклассных заданий и домашней работы позволило советской школе сделать большой прорыв в математике.
Как считают аналитики, конечно, можно было бы списать заявление депутата Чернышева на желание заявить о себе посредством пиар-акции, если бы не настойчивые попытки лоббирования темы во властных госструктурах на протяжении ряда лет.
Уровень сегодняшнего образования в России желает лучшего. И это не только слова, но уже не однократно доказанный факт. ЕГЭ придумали, которое заставляют детей не учиться, а просто запоминать правильные ответы. Во всех школах Москвы хотят установить wi-fi, видимо детям мало интернета дома. Теперь появилось еще одно «умное предложение».
Дело в том, что за видимой простотой вопроса стоит большая проблема выбора пути развития отечественной школы. Домашнее задание – это неотъемлемая часть классно-урочной системы, на которую сегодня идет массивное наступление новых реформаторов, считающих ее пережитком прошлого.
Вопрос в том, можно ли на современном этапе развития образования говорить об отмирании функции домашнего задания? Дискуссия об этом есть – однозначного ответа нет. Но, приняв нововведение депутата, Госдума РФ фактически сразу занимает сторону новаторов.
Надо учесть также, что ответ на вопрос отмены домашнего задания сильно влияет и дифференциация учебных заведений, которая с каждым годом все заметней. Есть школы Садового кольца, а есть и курганские – с туалетом на улице.
Ежегодно мы получаем рейтинг из 500 лучших школ страны, и вместе с ним список гимназий – топовых и элитных. Возможно, в этих лидерских школах, где дети проводят целый день, и нет необходимости в выполнении домашнего задания.
Нетрудно себе представить, что случится с уровнем образования учеников школ – аутсайдеров рейтинга, если задание отменят и в них. Надеяться, что аскетичные условия таких школ привлекут лучшие учительские умы – это нонсенс.
Что же касается неравенства школ, то оно было, есть и будет, потому что оно – всего лишь отражение неравенства в обществе, неравенства материального, социального и культурного.
Чиновники от образования жалуются на то, что в современных условиях все трудней принимать какие-то организационные решения, устраивающие в равной степени всех участников школьного процесса.
Так, к прмимеру, в частных школах, где за одного ребенка в месяц платят 300–700 тыс. руб., родители заинтересованы в переносе учебного года на середину или конец сентября, чтобы дети могли отдохнуть с ними в бархатный сезон. А для других школ эта тема не стоит так остро. Что делать – возникает извечный русский вопрос.
Можно, конечно, пойти дальше по пути раздачи свобод школам. Дать автономным школам возможность решать какие-то организационные вопросы самим. Тогда и родительское участие в коллективах сразу же станет заметней.
Надо полагать, что в ближайшие годы, судя по всему, будет появляться все больше интересных практик в образовании, потому что мы живем в открытом информационном обществе.
В таких условиях уже очевидно, что депутатам и сенаторам станет все трудней справляться с желанием навязать успешный опыт отдельных школ или районов и городов всей остальной России.
Конечно, очень желательно, чтобы в этом вопросе тоже появилась какая-то четкая позиция. Напомним, что личный успех отдельных школ неповторим. И значит не переложим на всех.
Если же думать иначе, то, как предупреждал нас польский поэт и философ Станислав Ежи Лец: «Всегда найдутся эскимосы, которые разработают для жителей Бельгийского Конго директивы поведения в тропическую жару».