В школе появится новый урок – семьеведение. Для чего вводится предмет?

23135
6 минут
В школе появится новый урок – семьеведение. Для чего вводится предмет?

В России для школ разработали курс о семейном укладе для воспитания будущих семьянинов, нацеленных на создание дружных, крепких, счастливых, больших, полных, многодетных ячеек общества.

Во все регионы страны уже направлены методические рекомендации по подготовке курсов для школьников и их родителей о семейном укладе. Документ разработан общественной организацией «Национальная родительская ассоциация» совместно с Минобрнауки.


Так, предполагается, что разрабатываемый курс о семейном укладе станет элективным, то есть обязательным к изучению по выбору учащегося. Для изучения курса не предполагается создавать отдельный предмет, его темы включат в уже существующие.

Заметим, что разработка методических рекомендаций по проведению курсов по семейному укладу стала частью «большого суперпроекта» Минобрнауки о вовлечении родителей в образовательный процесс. Это проект «Методическое обеспечение взаимодействия общеобразовательных организаций и родительской общественности в рамках урочной и внеурочной деятельности по вопросам формирования и популяризации семейных ценностей».

Как полагают авторы проекта, его результаты будут способствовать вовлечению родителей в воспитательную работу школы «не только как участников процессов управления, но и как соучастников процесса воспитания детей.

В данном курсе «обязательно должны присутствовать» такие тематические блоки, как «основы семейной психологии, возрастной педагогики, мужской и женской культуры, семейного уклада, семейного воспитания, семейного права».

Будут также представлены и «основы здорового образа жизни и содержательного досуга, формы и методы изучения истории семьи, истории рода, духовно-нравственное развитие, формирование культуры поведения, формирование у ребенка гражданского самосознания».

Авторы рекомендовали обсудить в школах подготовку старшеклассников к «будущему родительству»,  а также проводить уроки «семейной любви».

Для чего создается курс «Семьеведение»

Напомним, что в декабре 2017 года детский омбудсмен Анна Кузнецова предложила преподавать школьникам курс «Семьеведение» или «Семейное счастье». По предположению омбудсмена, занятия должны пропагандировать традиционные семейные ценности и способствовать защите материнства и детства.

После этого Российская академия образования начала разработку материалов такого курса, а само предложение было включено в план мероприятий по проведению Десятилетия детства.

Проект находится на стадии обсуждения с общественностью и экспертами и после прохождения широкого обсуждения будет представлен на рассмотрение министерству.

На данный момент в Башкортостане и Татарстане по факультативной форме проводятся уроки «семьи». Но что же на это говорят сами дети? Устраивают ли их эти занятия?

Судя по ответам, ребята не против нового урока, а некоторые даже отвечали, что уже разбираются в ведении семьи. Многие ученики начальной школы даже не понимали самого слова и затруднялись в ответе.

Среди родителей и образовательного сообщества целесообразность преподавания этого предмета вызывает жаркие споры. Тем не менее, уже точно известно, что в 2018 году курс «Семьеведение» появится в школах.

Абсолютное большинство - 72,5% старшеклассников - на вопрос "Что для вас самое ценное?" ответили: "Семья". Второе место заняла любовь (58,4%), третье - здоровье (58,4%). Успех был только на пятом месте у школьников старше 14 лет из восьми федеральных округов. Таковы результаты опроса, проведенного в 2015 году Российской академией образования.

Именно в этой академии образования - при поддержке детского омбудсмена Анны Кузнецовой и Фонда Андрея Первозванного - сегодня идет работа над школьным курсом "Семьеведение".

Впрочем, официального названия у предмета еще нет. "Семьеведением" называют его между собой члены рабочей группы проекта, который ведет председатель научного совета РАО по вопросам семьи и детства академик РАО Артур Реан.

Официальная статистика говорит о том, что в России распадается 50 процентов браков, а как же ваши старшеклассники, для которых семья - наивысшая ценность?

Большинство старшеклассников, по словам Реана, хотят создать семью, но, по сути, не готовы к ней, в голове у большинства "розовые" детские представления о совместной жизни, и когда люди сталкиваются с трудностями, они не знают, как с ними справиться, и те кажутся непреодолимыми.

Все дело в том, что у них нет навыка разрешать конфликтные ситуации, в семье их этому не научили. Нормы семейной жизни лучше всего усваиваются, когда ты видишь, как родители ведут себя друг с другом, с детьми, а практика показывает, что сейчас семья с обучением не справляется. Она просто и не занимается этим.

И 58 процентов старшеклассников, согласно социологическому опросу, не могут безусловным образцом назвать свою родительскую семью. А если семья - не образец, то где детям взять ориентиры?

Как будут преподавать новый предмет?

Так что курс "Семьеведения" должен готовить молодых людей к этим трудностям. Главное в нем - постараться учесть все моменты, которые могут вести к разрушению семьи, как и те, которые могут сделать семью счастливой.

Артур Реан уточняет, что наша работа над "Семьеведением" не закончена, она получила экспертную оценку в РАО, впереди осенью апробация в регионах самой программы и методических материалов к ней.

Закладывая в курс темы, ученые опирались на результаты исследований, опросов, психологической практики, консультирования семейных пар, зная, где в основном возникают трудности. Начинается курс в 9-м классе с темы, задающей главный вопрос: "Зачем людям отношения?".

В первый год ребятам говорят о том, что такое семейные ценности, как отличить любовь от влюбленности, как себя вести в конфликтах. Программа 10-го класса посвящена рождению и воспитанию детей, 11-го - традиционным и современным подходам к воспитанию, вопросам права.

Методические материалы еще в работе, но уже ясно, что это не должны быть обычные традиционные уроки. Занятия по каждой теме будут практические и теоретические, например по теме "Свадьба", посвященной готовности к вступлению в брак, предусмотрены час теории и час практики.

Совершенно бытовая тема, но первые скандалы, бьющие по романтичной влюбленности, возникают и там. Как учесть мнения родителей жениха и родителей невесты, в чем они могут расходиться...

Как считает Артур Реан, надо учить ребят навыкам взаимодействия, тренировать их: есть упражнения в паре, скажем, по разрешению семейного конфликта: имитация его, а потом разбор.

Сам Реан в свое время занимался организацией мероприятий "золотая семья", где люди рассказывали о том, как они прожили в браке 50 лет, и появилась идея заложить в нашу программу классные часы с успешными семейными парами.

Они ничему не будут учить, говорить "делай так, не делай так", а будут просто рассказывать о своей семейной жизни, как они справлялись со всеми трудностями. Это  гораздо доходчивее, чем изложение темы преподавателем.

В новом учебнике на тему продолжения рода, сексуальной жизни заложено несколько часов. В 10-11-м классах будут говорить о зачатии, о симптомах беременности, надо успеть рассказать об абортах, об их вреде для организма раньше, чем это все в жизни случится.

Возникает вопрос: как понять, что ребята это все усвоили? Будут экзамены по семейной жизни?

Артур Реан категорически против всякого рода отметок, курс должен быть построен исключительно на интересе, и мне кажется, мы заложили туда этот интерес. Да, на практических занятиях им надо будет что-то сделать, обратную связь они должны получать, но или в виде похвалы или... предложения "подумать еще".

Будущий статус "Семьеведения" еще неизвестен, оно может стать факультативом, включаться в другие курсы...

Если этот курс будет развиваться, то под него надо готовить людей, писать программы переподготовки или повышения квалификации при институтах постдипломного образования. Там сделать курсы по "Семьеведению", где люди, интересующиеся темой и желающие ей заниматься, смогут пройти такую переподготовку.

Материалы по теме "Школьники и учеба"

Рекомендуем

Загрузка...