
800 вакансий учителей проанализировали рекрутеры агентства «Юнити» и выяснили, что самые большие заработки — у специалистов, которые разбираются в 3D-моделировании, робототехнике, электронике, а также у тех, кто знает китайский язык и умеет вслепую набирать тексты.
Как правило, эти педагоги прошли подготовку по программе Международного бакалавриата и пользуются необычайно высоким спросом. Им предлагают оклад на 20–30% больше среднего по России. Таких учителей ищут частные школы, коммерческие проекты детских клубов и реже — государственные лицеи и гимназии.
В Москве средний уровень заработной платы для направления робототехники при стандартной загрузке составляет 52–60 тыс. рублей. Специалисты со стажем от трех лет могут рассчитывать на доход до 90 тыс. рублей. И это в то время, как молодой учитель физики в обычной московской школе получает около 35 тыс. рублей в месяц.
А самые высокооплачиваемые в России — педагоги, обладающие компетенциями International Baccalaureate (IB). При успешном окончании школы по такой программе выпускники зачисляются без экзаменов в университеты многих европейских стран. В столице есть всего 10 частных и государственных школ и гимназий, в которых можно получить диплом IB.
Однако в России готовить таких специалистов затруднительно. Член Общественной палаты РФ, учитель русского языка и литературы Роман Дощинский сказал, что в России программа Международного бакалавриата не может быть реализована полноценно, так как каждый ученик должен получить документ об образовании по российским стандартам. А значит, ему придется совмещать российскую и международную программы.
Но даже это не главная проблема. Директор ижевской средней школы № 97, заслуженный работник народного образования Ахтам Чугалаев рассказал, что сейчас существует дефицит не только педагогов, обладающих редкими компетенциями, но и учителей младших классов, физики, математики и биологии в обычных государственных школах.
«Иногда школа ищет учителя по несколько лет. В регионах есть образовательные учреждения, в которых, например, нет уроков математики. Выпускники педагогических вузов работать в школу не идут».