О деятельности этой комиссии с тех пор никто толком ничего не слышал, и даже ее персональный состав так и не был опубликован. И вот в конце апреля в СМИ прошло сообщение о заседании комиссии, где было объявлено, что ее работа, оказывается, близка к завершению. В интервью «Московским новостям» замминистра образования и науки Максим Дулинов сообщил: «Летом-осенью мы планируем отправить документ в Минюст». Но править концептуально новый вариант ФГОС Минобрнауки уже не намерено. «Новый стандарт будет выложен на сайте, – поясняет Дулинов, – замечания будут приниматься, но этап, когда учителя могли критиковать его концептуально и предлагать писать все заново, уже пройден». Т. е. ведомству попросту наплевать на то, если и новый его реформаторский перл будет встречен общественностью в штыки. А так, судя по всему, и произойдет. Главному редактору журнала «Эксперт» Александру Привалову удалось раздобыть материал, обсуждавшийся на упомянутом заседании комиссии Ковальчука. Причем как ему удалось это сделать, неизвестно: авторитетному журналисту пришлось клясться, что он не выдаст источник, поскольку комиссия очень боится утечек информации. И она по-своему права, отмечает Привалов, поскольку результат работы комиссии неизбежно вызовет скандал. Да, вместо четырех предметов (по прежнему варианту ФГОС) в старшей школе будут целых шесть обязательных (а всего – девять). Но все остальное – точь-в-точь как в первоначальном варианте стандарта, свидетельствует Привалов.
- То же обвальное сокращение объема знаний под звонким лозунгом «вариативности».
- То же вымывание важнейших школьных дисциплин.
- Те же «интегрированные курсы», которые никто не потрудился разработать.
- То же разделение профильных и базовых уровней изучения предмета (первые – примерно программа советской школы, вторые – ее осколки).
- Тот же принципиальный отказ от разговора о содержании обучения – и, следовательно, то же отсутствие в «стандарте» стандарта.
- О том, что должен знать стандартный выпускник школы, ФГОС так и не расскажет.
Таким образом, по закону (если он будет принят) государство будет обязано оплачивать только предметы, включенные в ФГОС, а за все остальное (по букве документа) ученикам (родителям), очевидно, придется платить.«Вот вам и Юрьев день», – говаривали когда-то на Руси об указе, запретившем крестьянам переходить от одного помещика к другому и таким образом окончательно их закрепостившем. «Вот вам и новый закон об образовании», – будут, очевидно, говорить в связи с отменой в России общедоступного бесплатного образования. Новый ФЗ «Об образовании» находится, кстати, даже в еще более продвинутой стадии, чем новый ФГОС. Как сообщил на днях в интервью «Торгово-промышленным ведомостям» замминистра образования и науки Игорь Реморенко, «на сегодняшний день законопроект прошел ведомственное согласование – 31 ведомство высказало свою позицию, и в конце апреля мы надеемся внести проект закона в правительство, которое направит его в Госдуму. По нашим расчетам, осенью депутаты смогут начать с ним работать».
Работа депутатов с законопроектом во многом, впрочем, уже заранее известна. Проправительственное думское большинство в лице фракции «Единая Россия» наверняка проштампует предложенный правительством законопроект. Но скандала избежать не удастся: коммунисты и «эсеры» твердо заявили о том, что будут против принятия закона в его нынешнем виде. Правда, вследствие «честных» выборов, по итогам которых «Единая Россия» опять получила большинство (хотя и не конституционное) мест в парламенте, она не даст им возможности забаллотировать законопроект. Но и у «ЕдРа» позиция щекотливая: продавливать через парламент закон, против которого выступают две крупнейшие оппозиционные партии, – значит наносить еще один удар по остаткам собственной репутации. Напомним, новый Закон «Об образовании» призван заменить два действующих с 1992 года закона – «Об образовании» и «О высшем послевузовском профессиональном образовании».