Реформирование системы образования с точки зрения главы Минобрнауки

9785
4 минуты
Реформирование системы образования с точки зрения  главы Минобрнауки

Лейтмотивом выступления нового министра образования Ольги Васильевой в Общественной палате РФ был принцип: сохранять то, что необходимо сохранить, и оставлять только те нововведения, что помогают школе, а не оказываются непрактичными. Первоочередными задачами Васильева назвала отказ от подготовки школьников к ЕГЭ вне уроков, введение в программу уроков сельского хозяйства и создание государственных образовательных стандартов для детей-инвалидов.

Что будет с ЕГЭ в 2017 и следующих годах

Министр сказала, что единый государственный экзамен не слишком зарекомендовал себя, точнее, то время и внимание, которое ему уделяется. В частности, она заметила: «Несколько дней назад, отвечая на вопрос о судьбе ЕГЭ, я ответила, что мы должны посмотреть, что происходит, взять лучшее, отмести то, что не стоит делать дальше, и идти вперед. Я буду делать все возможное, чтобы внеурочное время, которое мы должны проводить с детьми, которое должно быть направлено на их воспитание и формирование их как личностей, шло бы именно на эти цели, а не на натаскивание к ЕГЭ».

Такое мнение высказала не только Васильева. Директор Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина также утверждала: «Необходимо выстроить систему так, чтобы школьник мог подготовиться к ЕГЭ, в том числе и к высоким результатам, только в рамках школы. И чтобы не было этого психологического давления. Для этого стоит перерабатывать контрольно-измерительные материалы более активно, а не углубляться в предмет на уровне профильных лицеев, как это делается даже в обычных школах сейчас».

Многие эксперты считают, что одной из причин смены главы Минобрнауки было общее недовольство системой ЕГЭ, поэтому вполне ожидаемым результатом станет отказ от гонки за результатами тестов. Сергей Комков, президент Всероссийского фонда образования, утверждает: «Мы еще 15 лет назад предрекали, что из-за ЕГЭ система образования в России зайдет в тупик. С приходом на этот пост Васильевой, я думаю, система ЕГЭ будет потихоньку сворачиваться. Ожидаем возврат к традиционным формам испытаний: где-то в письменном виде, где-то в устном, по каким-то предметам тестирование целесообразно будет сохранить».

Возвращение школы к практике прошлых лет

Старшее поколение россиян помнит советский опыт практики школьников на производстве. Министр образования считает, что и сейчас учащиеся должны заниматься общественно-полезной деятельностью и расширять свои профессиональные навыки. Об этом она заявила в своем выступлении в Общественной палате: «В министерстве уже разработали концепцию преподавания предметной области «Технология», в которой есть в том числе и направление «Сельское хозяйство». В рамках этой области мы предполагаем повышение квалификации педагогов, новые требования к материально-техническому оснащению школ и, главное, профориентацию учащихся по сельскохозяйственным профессиям.

Планируется развивать агроклассы, учить создавать лесничества, организовывать производственные бригады школьные.

Эксперты одобрили эту идею нового министра. Но Ирина Абанкина уточнила, что при ее воплощении требуется дифференцированный подход. В регионах, где сельское хозяйство занимает важное место, участие школьников в производстве будет полезно всем сторонам. А в крупных городах такой предмет вряд ли приживется.

Реалии инклюзивного образования

С этого учебного года в российских школах вводятся государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья. Конечно, для большинства образовательных учреждений введение инклюзивного образования станет в новинку. Васильева по этому поводу сказала: «Инклюзия и коррекционные образовательные учреждения — одно из приоритетных для меня внутренних направлений. Новые государственные стандарты требуют как доступную среду и соответствующее материально-техническое состояние школ, так и достаточное число высококвалифицированных педагогов». И уточнила, что политика министерства будет направлена на вариативность образования детей с ОВЗ и инвалидностью. Важно, что в школах одновременно с инклюзивным образованием сохранится сеть специальных школ и классов.

Мнение экспертов несколько иное. Они убеждены, что с 1 сентября вряд ли сможет произойти массовый переход на инклюзивное образование в школах. В частности, есть сомнения у директора Института развития образования НИУ ВШЭ Ирины Абанкиной: «До сих пор, насколько известно, не решен вопрос с бесплатным питанием инвалидов в школах, а также с присмотром и уходом для инвалидов в детских садах. По закону, с родителей за это брать деньги нельзя, но источник финансирования не определен достаточно четко, регионам не вменяется это в обязанность».

В целом эксперты приветствуют стремление нового министра образования использовать отечественный образовательный опыт, традиции классической русской и советской школы.

Материалы по теме "Закон "Об Образовании""

Рекомендуем

Загрузка...