; Российское образование 2018: новая программа и стратегия развития

Российское образование 2018: новая программа и стратегия развития


29 Марта 2018
Просмотров: 13623

В 2018 г. одной из наиболее важных задач в области образования признана разработка документа, который бы охватывал и объединял единой идеей все уровни образования. Таким нормативным актом станет отраслевая стратегия развития образования. Работа над ее проектом уже ведется.

Российское образование 2018: новая программа и стратегия развития

В 2018 году одной из наиболее важных задач в области образования признана разработка документа, который бы охватывал и объединял единой идеей все уровни образования. Таким нормативным актом станет отраслевая стратегия развития образования. Работа над ее проектом уже ведется. Так, уже в марте состоится первое заседание межведомственной рабочей группы по разработке стратегии развития, а до конца года при Минобрнауки России будет создан Совет по стратегическому развитию образования.


По словам министра образования Ольги Васильевой, государственная программа "Развитие образование" (постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. № 1642) будет дополняться новыми приоритетными и ведомственными проектами. Что изменится в образовании в ближайший и последующие годы? Каковы перспективы развития российского образования?  Какие нововведения ждут дошкольных учреждения, будет ли отменен ЕГЭ в школах? Какие главные задачи ставятся для высшего образования и дополнительного обучения переквалификации? Смогут ли окончательно внедрить инклюзивное образование?

Основные проектные направления

Продолжится процесс воплощения в жизнь еще пяти основных проектов. Первый – это "Создание современной образовательной среды для школьников". Второй - "Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации". Третий - "Доступное дополнительное образование для детей". Естественно, продолжится работа по проектам "Вузы как центры пространства создания инноваций" и "Подготовка высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров с учетом современных стандартов и передовых технологий".

Дополнительно будет усовершенствована программа "Развитие образования" (Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. № 1642). Ее дополнят новыми приоритетными и ведомственными проектами. Сейчас в рамках этой госпрограммы дополнительно реализуются три ведомственных проекта, которые не были предусмотрены в первоначальной редакции.

Цель первого проекта - обеспечение условий для занятий физкультурой и спортом в сельских школах. Он должен работать на популяризацию спорта как непосредственно на уроках физкультуры, так и во внеурочное время. Второй проект имеет целью развитие олимпиадного движения по общеобразовательным предметам. Третий проект должен способствовать созданию информационного портала для взаимодействия абитуриентов и вузов. Такой сервис назвали "Поступай правильно".

Дошкольное образование

В 2018 г. власти планируют обеспечить 100% детей в возрасте от трех до семи лет доступным и качественным образованием. Сегодня таким результатом могут похвастаться 72 региона страны. Еще 6 субъектов достигли уровня обеспеченности детскими дошкольными учреждениями в 95-99%. В 7 регионах этот показатель ниже 95%.

Наибольшие проблемы наблюдаются в плане доступности детских дошкольных учреждений для детей в возрасте детей от двух месяцев до трех лет. Среди таких ребят только 79,8% обеспечены местами в яслях и детских садах. Для решения проблемы разработан проект по содействию регионам в создании дополнительных мест в дошкольных образовательных учреждениях для детей младше трех лет. На его реализацию только в 2018 г. выделяется 24,5 млрд руб. По итогам воплощения в жизнь указанного проекта к 2021 году на каждого ребенка младше трех лет будет приходиться одно место в яслях.

Для чиновников не менее важно добиться того, чтобы обеспечить реализацию Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования в каждом дошкольном образовательном учреждении.

Обеспеченность местами в детских садах и школах

Сегодня проблема обеспечения современными условиями обучения в школах решается не только путем создания новых мест для обучающихся за счет строительства новых школ или выкупа с последующим перепрофилированием зданий, выполнением капитального ремонта и создания должных санитарно-гигиенических условий для обучения, но и ликвидацией практики обучения в несколько смен.

В ряде регионов школьники учатся не только в 2, но даже в 3 смены. Исправить сложившуюся ситуацию получится лишь к 2025 г., когда будут созданы новые 6,5 млн мест в школах. Конечно, для соблюдения указанных сроков придется ускорить темпы ввода в эксплуатацию дополнительных площадей. Например, в 2017 г. в России уже было создано 56 888 новых мест.

Концепции содержания общего образования

Не менее важной задачей считается систематическое обновление содержания общего образования. Предполагается, что это произойдет в результате модернизации ФГОС и изменения принципов формирования федерального перечня учебников, которые Минобрнауки рекомендует для изучения школьниками. В частности, планируется установить более серьезный контроль за содержанием увеличивающегося количества учебников.

Так президент Российской академии образования и председатель общественного совета при Минобрнауки России Людмила Вербицкая говорит о необходимости формирования концепции единого учебника русского языка. По этому принципу ранее создавался единый учебник истории. Об актуальности проблемы свидетельствует тот факт, что сегодня в перечне содержится 80 учебников по русскому языку и литературе.

В 2018 г. также будет продолжена работа по внедрению предметных концепций. Сейчас уже одобрены концепции развития математического образования, преподавания русского языка и литературы, отечественной истории. В ближайшем будущем утвердят концепции преподавания обществознания, географии и физической культуры. В течение года будут разработаны и утверждены предметные концепции по физике, химии, биологии, астрономии и ОБЖ.

Контроль качества общего образования

Под особым контролем останется оценка качества общего образования. В 2017 году была создана и внедрена единая система оценки качества знаний учащихся общеобразовательных учреждений. Она предполагает итоговую аттестацию в 9-х и 11-х классах (ОГЭ и ЕГЭ), всероссийские проверочные работы (ВПР), национальные исследования качества образования, а также участие России в международных исследованиях.

В 2018 году ВПР будут писать уже большее число учащихся. В прошлом году такие работы писали свыше 3 млн учащихся 4, 5, 10 и 11-х классов. В этом году ВПР напишут еще и шестиклассники (Приказ Минобрнауки России от 20 октября 2017 г. № 1025 "О проведении мониторинга качества образования").

Учащиеся 9-х классов в этом году впервые пройдут новое испытание. Начиная с 2018 г. они станут проходить устное собеседование по русскому языку. В апреле этого года во всех регионах страны пройдет апробация испытания. С 2019 г. такое собеседование станет обязательным. В ЕГЭ в 2017 году содержательных изменений не предполагается.

Начиная с 2019 г. все экзаменационные задания по информатике испытуемые будут выполнять на компьютере. Исключение – задания «на листочках». В перечне иностранных языков, которые можно сдавать в форме ЕГЭ по выбору, появится китайский язык. Сегодня будущие выпускники вправе сдавать английский, испанский, немецкий или французский язык.

Проверка знаний учителей

Минобрнауки вскоре станет проверять не только знания учеников, но и педагогов. В 2017 г. 4,5 тысячи учителей из 13 регионов участвовали в апробации модели уровневой оценки компетенций учителей русского языка и математики. Автором инициативы выступил Московский педагогический государственный университет. По итогам проверки каждый учитель получил свою оценку с персональными рекомендациями, какие вопросы и темы ему следует изучить более внимательно.

В 2019 г. такому тестированию подвергнут весь педсостав по всем предметам. Однако такая проверка (по крайней мере, официально) не является основанием для каких-либо административных решений.

Рособрнадзор в своей контрольной деятельности, начиная с прошлого года, практикует риск-ориентированный подход, что позволило уменьшить объем годовых проверок на 30%. В итоге, например, в текущем году в первую очередь станут проверять только те образовательные организации, которые не объективно проводили оценку результатов предметных олимпиад и награждали медалями своих выпускников.

Дополнительное образование

Планируется продолжить работу над расширением федеральной сети детских технопарков "Кванториум". Гарантированно построят еще 7 таких центров. Сейчас в 51 технопарке, что находятся в 39 регионах, приняли к обучению 45 тысяч детей, и более 400 тысяч ребят активно вовлечены в их деятельность.

Также есть идея по созданию 31 регионального модельного центра дополнительного образования. Целью таких учреждений станут организационное и методическое сопровождение системы дополнительного образования детей. Сегодня такие центры функционируют в 9 регионах. В этих же субъектах практикуется персонифицированное финансирование. В результате 124 тыс. детей предоставили сертификаты на освоение дополнительных образовательных программ.

Отдых и оздоровление детей – это уже самостоятельное направление дополнительного образования. Данную сферу отныне курирует Минобрнауки России. В его компетенцию входит координирование деятельности федеральных и региональных органов власти, органов местного самоуправления и учреждений, организующих отдых и оздоровление детей, в сфере детского отдыха (Постановление Правительства РФ от 13 апреля 2017 г. № 444).

За 2017 г. организованными формами отдыха смогли воспользоваться почти 6,6 млн детей. Однако большинство организованных мест отдыха, а это 38 970 единиц – это лагеря с дневным пребыванием. А они, согласно мнению экспертов, не обеспечивают полноценный отдых. Всего же по стране в 2017 г. функционировало 48 804 организаций отдыха и оздоровления детей. Среди них стационарными являются – 2 357, санаторно-оздоровительными – 609, а лагерями труда и отдыха – 4 718, палаточными лагерями – 2 150.

Учитывая вышесказанное, в Минобрнауки ратуют за создание новых детских лагерей. Особо подчеркивается необходимость основания стационарных организованных мест отдыха. Естественно, при условии, что они будут соответствовать всем нормативным требованиям.

Важно, что практически каждый регион составил реестр учреждений, организующих отдых и оздоровление детей. В таких базах есть информация об их инфраструктуре и реализуемых программах (образовательных, спортивных, творческих, оздоровительных и так далее).

Более того, уже начиная с этого лета, в лагерях с детьми начнут работать профессиональные вожатые. Сейчас в 11 вузах идет подготовка специалистов по образовательному модулю "Основы вожатской деятельности".

Среднее профессиональное образование

Одними из основных задач в сфере среднего профессионального образования являются разработка примерных основных образовательных программ, ориентированных на потребности потенциальных работодателей и международных требований, а также формирование сети образовательных организаций с необходимыми для реализации программ СПО согласно современным стандартам и передовым технологиям условиями (материально-технической и учебно-методической базой).

В рамках государственной итоговой аттестации учащиеся сузов в прошлом году в тестовом режиме сдали демонстрационный экзамен. В ходе данного испытания проверялись умения и навыки выпускников посредством моделирования реальных производственных условий. Те, кто успешно справился с заданиями, получили документ, удостоверяющий уровень профессиональной компетенции согласно стандартам Ворлдскиллс Россия (англ. WorldSkills Russia), – паспорт компетенций (англ. Skills Passport).

Каждый такой паспорт регистрируется в базе данных молодых профессионалов. Сервис, как ожидается, будет использован работодателями, признавшими формат демонстрационного экзамена, для подбора персонала. Кстати, представители таких предприятий уполномочены присутствовать во время проведения подобных экзаменов.

Эксперты, правда, отмечают, что для повсеместного распространения демонстрационного экзамена нужно закрепить положения о применении стандартов Ворлдскиллс в соответствующих нормативных актах.

Ожидается, что в текущем и последующих годах ссузы получат дополнительную финансовую поддержку для обновления материально технической базы. Современное оборудование и расходные материалы необходимы для подготовки специалистов в соответствии с упомянутыми стандартами.

Президент страны В.В. Путин анонсировал основание по всей России центров опережающей профессиональной подготовки. Здесь предполагается организовать обучение студентов и переподготовку преподавателей, а также обеспечить повышение квалификации действующих специалистов. Сегодня подготовка кадров по самым востребованным и перспективным профессиям, которые входят в так называемый ТОП-50, осуществляется на базе межрегиональных центров компетенций, функционирующих в 7 регионах.

Высшее образование

В сфере высшего образования основная задача – развитие данного направления в части повышения конкурентоспособности отечественных вузов на мировом рынке. Добиться успеха на этом поприще планируют за счет включения российских университетов в мировые рейтинги лучших вузов, а также формирования опорных университетов, центров инновационного, технологического и социального развития региона. Сегодня статус таких организаций получил 51 университет, расположенный в 39 регионах. В Минобрнауки полагают, что в ближайшее время такие центры будут созданы в каждом субъекте страны.

К настоящему моменту завершена массовая проверка вузов. По результатам четырехлетней работы Рособрнадзора сократилась численность аккредитованных вузов: с 2605 в 2013 году до 1100 в 2017 году. Уменьшилось и  количество филиалов негосударственных вузов: с 523 до 56.

Отныне планируется изменить основания для аккредитации вузов. Теперь проверять станут не формальные результаты их работы, а реальный уровень знаний их студентов.

Есть мнение, что необходимо совершенствовать и сферу целевого обучения. Так Правительство уже подготовило проект закона согласно которому целевик будет обязан освоить образовательную программу, что прописана в договоре о целевом обучении, и впоследствии - по окончании обучения -трудоустроиться в организацию, выдавшую направление, в течение определенного срока. Документ может быть принят уже во время текущей весенней сессии.

Нужно учитывать и то, что вузы - основная платформа формирования современной цифровой образовательной среды. Например, в 2017 г. стартовал экспериментальный ресурс, обеспечивающий доступ к онлайн-курсам по так называемому принципу одного окна (online.edu.ru). Здесь можно получить доступ к 473 курсам, сформированным 15-ю образовательными платформами. Ожидается, что к 2025 г. онлайн-обучение пройдут 11 млн человек.

Обучение отдельных категорий граждан

Сейчас Минобрнауки работает над проектом "Равные возможности". Его цель - развитие системы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью. Проект также предусматривает оказание помощи указанной категории обучающихся как во время учебы, так и при трудоустройстве.

Ведомство подчеркивает необходимость поэтапного внедрения ФГОС для учащихся с ОВЗ. Данные стандарты должны быть приняты на всех уровнях образования. Пока они реализуются только на уровне начального общего образования. Не менее важной задачей Минобрнауки считает увеличение числа детских садов, школ и вузов, которые могли бы принять на обучение граждан указанной категории. Важно, что уже в этом году начинается работа по адаптации заданий ОГЭ для лиц с ОВЗ.

Еще одно особое направление работы ведомства - иностранные граждане. Для увеличения данного контингента обучающихся в российских вузах, особенно по очной форме обучения, планируется оптимизировать условия их пребывания в стране. Это возможно, в том числе, в рамках межпрограммного приоритетного проекта "Развитие экспортного потенциала российской системы образования". В итоге уже в текущем году от экспорта российского образования планируется получение более 92 млрд руб., а к концу 2025 года – не менее 373 млрд руб.

Качество образования зависит не только от педагогов и уровня знаний обучаемых, но и от образовательной политики, вектор которой определяют региональные министерства. Поэтому, начиная с прошлого года, оценивается также эффективность управления образованием на региональном уровне. Однако какие последствия грядут за признанием работы регионального министерства образования неэффективной, еще не определено.

Подписывайтесь на каналы "Informatio.ru" в TamTam или присоединяйтесь в Facebook, добавляйте нас в Яндекс.Дзен или приходите в группу ВКонтакте, если хотите быть в курсе главных событий в Москве и регионах РФ.

Другие новости раздела

RSS
С 1 января 2020 года могут ввести компенсацию за детей, не получивших место в детском саду
22.05.2019 / Дошкольные учреждения
Данная инициатива вновь выдвинута депутатами. Смогут ли получать родители за детей компенсацию, если они не смогли устроиться в детский садик, начиная с 2020 года?
Задания для ЕГЭ в 2019 году восемь регионов РФ получат в виде файлов
20.05.2019 / Среднее образование
Школы в восьми российских регионах получат задания ЕГЭ в 2019 году по защищенным интернет-каналам, затем эксперимент планируется распространить на большинство учебных заведений страны.
Родители смогут забирать своих детей из детсадов и школ в удобное для них время
16.05.2019 / Образование
Премьер-министр России Дмитрий Медведев поручил внести в правительство предложения по совершенствованию графиков работы дошкольных и школьных учреждений
Дети из одной семьи смогут поступить в одну и ту же школу
15.05.2019 / Среднее образование
Депутаты Госдумы разработали законопроект о приоритетном приёме в школу детей из одной семьи
С 2020 года стартует новая программа "Земский учитель". Что сегодня предлагают молодым специалистам?
30.04.2019 / Среднее образование
С 2020 года стартует новая программа привлечения учителей в сельские школы "Земский учитель"