С помощью сервиса Social Attributes, который запустило Национальное бюро кредитных историй (НБКИ) совместно с IT-компанией Double Data, российские банки начали мониторинг действий потенциальных клиентов.
Уже первый опыт использования этой системы показал, что если заемщик подписан в группах на сообщения о сетевом маркетинге, быстрых кредитах или антиколлекторах, это увеличивает риск отказа в кредите в два-четыре раза.
И, напротив, позитивные действия потенциального клиента, к примеру, публикация фотографий-отчетов о путешествиях, увеличивают вероятность выдачи кредита, так как система уверена, что активный путешественник не подвержен риску дефолта.
Специалисты провели тесты, с помощью которых удалось получить положительный экономический эффект от применения этой системы. Банки уже используют эту технологию на практике. По мнению экспертов, она повышает эффективность процесса принятия кредитных решений и дает дополнительные рычаги управления кредитными рисками. Причем они прогнозируют, что именно информация из социальных сетей будет иметь в будущем ключевое значение.
Начальник аналитического управления банка БКФ Максим Осадчий считает: «Социальные сети могут быть источником полезной информации о заемщике. Например, можно определить наличие различных девиаций в поведении заемщика, оценить степень его ответственности. Негативная информация из социальных сетей при принятии решения банком может "перевесить" положительные характеристики заемщика, полученные на основе иных источников"
Вполне может быть, что даже при наличии прекрасных данных в документах, присутствие в соцсетях фотографий попоек с участием заемщика повлекут за собой отказ в кредите. Такая практика уже существует в других странах, где информацию, полученную о заемщике из социальных сетей, используют для оценки его кредитоспособности. Тем более, что есть уже и в России прецеденты, когда с помощью информации из социальных сетей удалось предотвратить ряд мошенничеств с кредитами.