Изменения в законодательстве связаны с тем, что Россия наконец завершила процесс присоединения к «Конвенции для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок». Данная Конвенция была принята в Монреале в 1999 году, а Россия ратифицировала ее в апреле этого года. Ратификационная грамота МИД России была зарегистрирована 22 июня, и, согласно установленным правилам, спустя 60 дней, то есть 21 августа, Монреальская конвенция вступила в силу. Россия стала 127-м государством – участником этого соглашения.
И теперь задержки рейсов, утрата и порча багажа, ущерб здоровью и гибель пассажира будут теперь компенсироваться по Монреальской конвенции авиаперевозок. Размеры компенсаций вырастут в разы, но только – на международных рейсах. Перелеты внутри России по-прежнему будут регулироваться нормами, принятыми еще в 1934 году.
Революционность этой нормы еще предстоит оценить, но, в соответствии с Монреальской конвенцией, права российских пассажиров теперь аналогичны международным нормам. Правда, только на международных авиарейсах. И теперь компенсации пострадавшим пассажирам должны вырасти кратно.
Новые правила также коснутся порчи и утраты багажа, а также нанесения ущерба здоровью пассажира или его гибели. Изменения скажутся и на компенсациях по задержкам рейсов. При этом чартеры также попадают под действия конвенции.
Как рассчитать размер компенсаций по Монреальской конвенции?
Размер компенсаций по Монреальской конвенции определяется с помощью условного платежного средства Международного валютного фонда – специальных прав заимствования (Special Drawing Rights – SDR). Курс SDR формируется на основе корзины из пяти валют: доллара, евро, иены, юаня и фунта стерлингов и меняется ежедневно исходя из итогов биржевых торгов. В последние дни этот курс (в пересчете на рубли) колеблется возле отметки 83,5 рубля.
Так, согласно Монреальской конвенции, в случае потери, повреждения и опоздания багажа полагается компенсация до 1131 SDR, или порядка 95 тыс. рублей. «Если перевозчик признает утерю зарегистрированного багажа или если зарегистрированный багаж не поступил по истечении двадцати одного дня с даты, когда он должен был прибыть, пассажиру разрешается осуществлять по отношению к перевозчику права, вытекающие из договора перевозки», — говорится в статье 37 конвенции.
Согласно расчетам, за задержку рейса каждому пассажиру положена компенсация до 4694 SDR, или около 390 тыс. рублей.
Если речь идёт о гибели пассажира, то размер компенсации может составлять до 113 100 SDR, или более 9 млн рублей.
На какую компенсацию пассажиры могут рассчитывать по Воздушному кодексу внутри России?
По действующему Воздушному кодексу, который увязан с Варшавской конвенцией, компенсации меньше в разы. Так, за утрату багажа пассажиру полагается не более 600 рублей за 1 кг и 11 тыс. рублей для ручной клади в случае, если стоимость багажа не может быть точно установлена.
Аэропорты перейдут на электронные посадочные талоны. Новые правила предполетного досмотра
Компенсации в случае причинения вреда жизни и здоровью пассажира по действующему Воздушному кодексу России не могли составлять более 2 млн рублей.
По новым правилам, авиаперевозчики получают гарантии не платить лишнего, то есть сверх 100 тыс. единиц специальных прав заимствования. Если докажут, что вред здоровью, например, не был причинен из-за их небрежности или другого неправильного действия или бездействия. Или что такой вред причинен по вине другого лица, или организации. Например, сервисных служб.
Кроме того, по Монреальской конвенции, пассажир может выбрать место предъявления иска к перевозчику: по месту регистрации авиакомпании или по месту своего жительства. Последний вариант, конечно же, добавляет удобства и снижает коррупционность нормы, предусматривающей рассмотрение иска исключительно по месту регистрации авиакомпании.
Но права российских пассажиров, которые совершают перелеты по внутренним российским рейсам, будут по-прежнему регулироваться так называемой Варшавской конвенцией и связанными с ней протоколами. Об этом ранее заявлял Минтранс РФ.
В чем разница Варшавской и Монреальской конвенций?
Варшавская конвенция была принята еще в 1929 году. Советский Союз присоединился к Варшавской конвенции в ноябре 1934 года. После распада СССР Россия ее тоже ратифицировала.
Между тем в статье 55 Монреальской конвенции, регулирующей ее взаимосвязь с другими документами Варшавской конвенции, говорится:
«Настоящая Конвенция имеет преимущественную силу перед любыми правилами, применяемыми к международной воздушной перевозке». Есть лишь два исключения: когда совершаются военные перевозки людей и грузов или международные перевозки совершаются государством в некоммерческих целях.
Иными словами, на территории одного государства не может действовать две конвенции. В любом случае пострадавшим пассажирам или наследникам пассажира, лишившегося жизни по вине авиакомпании, выгоднее действовать по Монреальской конвенции.
Как разъяснил журналистам Олег Пантелеев, исполнительного директора компании «Авиапорт», и Варшавская конвенция, и Монреальская обязывают виновного компенсировать пассажиру ущерб в полном объеме. Но разница в том, что Монреальская конвенция четко указывает размер возможной компенсации, в отличие от во многом декларативной Варшавской.
Теоретически размер монреальских компенсаций можно попытаться получить через суд, опираясь на Варшавскую конвенцию. Но пассажир практически не имеет шансов выиграть у авиакомпании, имеющей профессиональную юридическую службу.
Пантелеев исключил воздействие нововведений на цены на билеты. «В нынешней высококонкурентной ситуации на рынке они (авиакомпании) и рады бы повысить цены, но возможностей таких нет», — объяснил он.
Наша справка: внешний и внутренний пассажиропоток
По данным Росавиации, в минувшем году российские авиакомпании перевезли 88,559 млн пассажиров, что на несколько процентов меньше уровня 2015 года. На внутренних направлениях пассажиропоток увеличился до 56,397 млн пассажиров, на международных – сократился до 32,162 млн пассажиров.