
Темнота и стресс помешают приглядеться по-настоящему. Зато на суде преступники потом часто заявляют, что опасности от них никакой не исходило, разве можно кого-то убить из игрушечного ружья? А потому, мол, и наказывать их надо не так строго. Не как разбойников.
В то же время суды трактуют подобные случаи по-разному. В решениях одних присутствует определение таких действий как грабеж и разбой. А иногда аргументы подсудимых все-таки оказывают влияние на судью, и ненастоящее оружие приводит к смягчению наказания.
В связи с этим пленум Верховного суда России считает необходимым разъяснить, что «под применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия, при разбое следует понимать их умышленное использование лицом как для физического воздействия на потерпевшего, так и для психического воздействия в виде угрозы применения насилия, опасного для жизни или здоровья».
При этом, как говорится в документе, если обвиняемый угрожал «заведомо для него негодным или незаряженным оружием либо предметами, имитирующими оружие, например макетом пистолета, декоративным оружием, оружием-игрушкой и т.п., не намереваясь использовать эти предметы для причинения вреда, опасного для жизни или здоровья, его действия (при отсутствии других отягчающих обстоятельств, предусмотренных в качестве признаков преступления) с учетом конкретных обстоятельств дела следует квалифицировать как разбой».
Что грозит в таком случае подсудимому? Часть 1 статьи 162 УК РФ «Разбой». Если же потерпевший понимал, что ему угрожают негодным или незаряженным оружием либо предметами, имитирующими оружие, то деяние будет квалифицироваться как грабеж.