Депутаты Госдумы предложили сделать обязательное автострахование двух видов: для водителей и для автомобилей.
До сих пор ОСАГО было привязано исключительно к машине, автовладелец, конечно, может вписать в полис несколько водителей или вообще купить страховку без ограничения круга лиц, но стоит такая автогражданка дороже обычной чуть ли ни в два раза.
Авторы законопроекта, депутаты во главе с Ярославом Ниловым предложили новую схему: разрешить водителям самим выбирать к чему/кому привязывать полис — к себе или к автомобилю.
Как рассказал журналистам депутат Госдумы Ярослав Нилов, обладая таким полюсом, водитель будет иметь возможность управлять любым ТС соответствующей категории, которое ему было предоставлено друзьями, родителями, коллегами по работе. И в этом случае, он без нарушения ПДД управляет машиной и в том случае, если будет совершено ДТП, пострадавшая сторона получит компенсацию в соответствии с законом об ОСАГО.
Авторы законопроекта полагают, что такая схема будет удобна тем, как полагают инициаторы, кто предоставляет услугу "Трезвый водитель", часто меняет автомобили и вообще занимается перегоном машин.
По существующей сегодня практике, например, чтобы привезти автомобиль, нанимают водителя. При этом необходимо поехать в страховую компанию, вписать его в полис, минимум на полгода, а потом снова ехать в страховую расторгать договор и возвращать деньги. В общем, мороки очень много, а новый вид полиса мог бы им упростить жизнь.
В то же время представители Российского союза автостраховщиков (РСА) заявили, что во всём мире страхуется именно автомобиль, а не водитель.
Страховщики уверены, что проще застраховать один автомобиль и вписать в полис несколько человек, чем страховать каждого водителя в отдельности. К тому же такая страховка может оказаться дороже обычной, хотя и согласились с тем, что можно предусмотреть такую услугу.
Как изменился расчет стоимости ОСАГО
С 9 января изменился расчет стоимости полисов ОСАГО. Соответствующее указание опубликовал Центробанк.
Данное указание вводит более гибкую систему коэффициента возраст-стаж (КВС), реформирует порядок определения коэффициента бонус-малус (КБМ) и расширяет тарифный коридор на 20 процентов вверх и вниз от ставок базового тарифа.
С вступлением в силу данного указания начался первый этап реформы по либерализации тарифов по ОСАГО. В результате реформы тариф станет индивидуальным для автовладельцев и будет учитывать персональный уровень аварийности конкретного водителя.
Банк России вводит более гибкую систему коэффициента возраст-стаж (КВС), которая предусматривает 58 ступеней градации вместо действующих четырех. Для опытных водителей старшего возраста КВС будет снижен, а для молодых и неопытных - повышен.
В результате для наиболее рискованного сочетания возраста и стажа коэффициент будет равен 1,87; для наименее рискованного сочетания (автолюбители старше 59 лет со стажем более 3 лет) коэффициент будет фактически в два раза меньше - 0,93, что создаст льготные условия для лиц пенсионного возраста. Это позволит сделать цену полиса более индивидуальной.
Новый документ Центробанка предусматривает реформу коэффициента бонус-малус (КБМ). Коэффициент бонус-малус будет назначаться водителю раз в год 1 апреля и в течение года пересчитываться не будет.
Так, например, если на 1 апреля 2019 года у автовладельца в системе АИС РСА будет числиться несколько коэффициентов бонус-малус, то ему будет присвоен самый низкий из них. Такой подход позволит исключить случаи задвоения КБМ, а также снизит риск ошибок и злоупотреблений при его применении.
В итоге новая система КБМ закрепляет страховую историю за водителем и предполагает отказ от ее обнуления при перерыве в вождении: все накопленные скидки будут сохраняться.
Теперь юридическому лицу будет присваиваться единый для всех машин в автопарке КБМ, что существенно упростит проведение конкурсов на заключение договоров ОСАГО.
Как заметил президент РСА Игорь Юргенс, данное указание Банка России - первый и важный шаг регулятора на пути к либерализации ОСАГО. В результате тарифы на обязательную "автогражданку" станут более справедливыми для автовладельцев, и безаварийные водители станут меньше платить.
При этом автовладельцы с аварийным стилем вождения получат мощный экономический стимул для того, чтобы его менять в лучшую сторону.