В ближайшие пять - шесть лет система видеофиксации нарушений правил дорожного движения может стать полностью государственной, и тогда с российских дорог полностью исчезнут камеры видеофиксации, принадлежащие частникам. Об этом заявил вице-премьер Максим Акимов.
По его словам, «камеры не должны зарабатывать, иначе они не там стоят». Как отметил Акимов, сейчас камера - это средство коммерциализации.
«Мы подменяем главный мотив - добиваться, чтобы на этом участке (дороги - прим. ред.) никто не нарушал. А сейчас мотив - добиваться, чтобы нарушали как можно чаще, потому что денежный поток становится главным мерилом», - сказал он.
Таким образом, надо полагать, что существующая схема концессий, которая предполагает, что камеры на дорогах могут устанавливать и частники, скорее всего, будет пересмотрена. С такой инициативой вице-премьер планирует выступить в правительстве РФ. Однако в ближайшие годы государственно-частное партнерство сохранится.
Как уточнил вице-премьер, вынуть меч из ножен и рубить - нехорошая политика. Но «ветер изменится, станет более колючим в отношении этих проектов».
Также нововведение должно исключить «серые схемы», благодаря которым частные компании могли выигрывать концессии и устанавливать камеры.
По данным ГИБДД, на начало нового 2019 года в России насчитывалось 10,8 тысячи стационарных и 3,9 тысячи передвижных комплексов автоматической фиксации нарушений ПДД. В 2018 году количество стационарных комплексов на отечественных автодорогах выросло на 20 процентов, передвижных стало на 1 процент больше.
Свыше 11,2 тысячи комплексов работают на то, чтобы выявлять превышение скорости. В прошлом году с их помощью зафиксировали 89 миллионов нарушений (84 процента от общего количества). На основании данных, полученных с камер, вынесли около 106 миллионов постановлений по делам об административных правонарушениях.
Это составило 82,7% от общего количества всех вынесенных постановлений за прошедший год.
Данные говорят о том, что использование видеокамер создает реальные возможности для реализации принципа неотвратимости наказания, снижения латентности правонарушений, исключения элементов субъективного рассмотрения при выявлении нарушений, сокращения конфликтных ситуаций между должностными лицами органов госконтроля и водителями, соблюдения прав и законных интересов участников дорожного движения, считают в Минтрансе.
Однако на практике нередко бывает так, что технические средства автоматической фотовидеофиксации применяются без учета дорожной обстановки, указали в ведомстве.
Нередко бывает так, что камеры устанавливают в местах, где часто совершаются правонарушения, не приводящие к авариям, а в местах концентрации ДТП они отсутствуют. Установка таких технических средств должна быть обусловлена целью повышения безопасности дорожного движения, а не обеспечения поступления средств в бюджет от взыскиваемых штрафов, признали в пресс-службе Минтранса.
В то же время, по данным Госавтоинспекции, анализ эффективности применения технических средств фиксации свидетельствует о том, что в местах их функционирования отмечается снижение общего количества происшествий и тяжести их последствий. Так, за 2018 год на автодорогах страны с помощью автоматизированной системы фиксации ликвидировано более 1,3 тыс. аварийно опасных участков.
В 2019 году мелкие штрафы ГИБДД начнут списывать с банковской карты
Упомянутый выше проект БКАД, реализация которого началась в декабре 2018 года, также ставит задачу снизить смертность на дорогах в четыре раза. «Мы должны в четыре раза снизить смертность на дорогах и сделаем все, что от нас зависит, даже если будут для кого-то неприятные последствия», - рассказал Акимов.
В скором времени, по его словам, на всех магистралях встречные полосы будут разделены барьерными ограждениями, уже сейчас выявлены места с плохим освещением, отсутствие карманов, разъездов, одноуровневые «тяжелые» развязки, туда и будут направлены инвестиции.
«Но базово - это скорость и разделение встречных потоков плюс средства фиксации нарушений», - уточнил чиновник.