Для нотариусов определен строгий регламент действий при совершении сделок физлицами

9060
5 минут
Для нотариусов определен строгий регламент действий при совершении сделок физлицами

Министерство юстиции России утвердило регламент, детально прописывающий порядок совершения нотариальных действий. Как должны действовать нотариусы при удостоверении сделки? Какие документы должны требовать и какой пакет документ доступен онлайн? Что нового в регламенте для нотариусов с 1 января 2018 года?

Регламент совершения нотариусами нотариальных действий, устанавливающего объем информации, необходимой нотариусу для совершения нотариальных действий, и способ ее фиксирования можно скачать на официальном сайте Федеральной нотариальной палаты.

Когда вступит в силу новый регламент?

Указанный документ подписан Минюстом России и Федеральной нотариальной палатой. Регламент начнет действовать с 1 января 2018 года и установит строгий перечень информации, которую  вправе запросить нотариус в рамках того или иного нотариального действия, а также методы ее фиксации. 

При том, что в настоящее время Основами законодательства Российской Федерации о нотариате перечень такой информации не определен.

Надо отметить, что четко прописанный перечень документов с необходимыми для нотариуса сведениями позволит исключить разночтения в требованиях к заявителям и обеспечить единую правоприменительную практику у всех нотариусов страны. После начала действия регламента нотариус будет не вправе требовать с клиента по своему усмотрению какие-то документы, перечисленные в регламенте. При этом ожидается, что регламент значительно облегчит и саму работу нотариуса.

Документ четко прописывает, какие документы нотариус должен запрашивать у граждан, а какие обязан находить сам, чтобы удостоверить свою личность. Такое правило в нормативном акте вводится  впервые.

Случается, что граждане начинают уговаривать нотариуса выписать доверенность, скажем, по студенческому билету. Или рабочему пропуску. Такие просьбы не могут быть удовлетворены, ибо документ должен иметь серьезный статус, признаваться государством в качестве удостоверения личности. В первую очередь это паспорт.

В период оформления паспорта нотариус по новому закону примет временное удостоверение личности гражданина РФ. В данном случае также допустимы военный билет, заграничный паспорт, удостоверение моряка и т.п.

При этом возникает главный вопрос: какие еще документы должен принести человек для различных нотариальных действий. Теперь не придется бегать по инстанциям, чтобы собрать пакет справок для визита к нотариусу. Нотариат постепенно переходит на работу в режиме одного окна.

Иными словами, как пояснил начальник юридического отдела Федеральной нотариальной палаты Александр Сагин, потребовать с гражданина не прописанные в Регламенте сведения по своему усмотрению нотариус не вправе. Если возникли сомнения, он обязан проверить все сам

А что надо взять с собой для визита к нотариусу, и перечислено в документе – отдельно для каждого нотариального действия.

Какие документы требуются для удостоверения сделки с недвижимостью?

Так, в частности, для удостоверения сделки с недвижимостью в первую очередь надо принести паспорт (как и при любом другом нотариальном действии). Если гражданин состоит в браке, потребуется согласие супруга на совершение сделки в отношении недвижимости, приобретенной в период брака, и т.п.

Зато всю информацию о самом объекте недвижимости, его характеристиках, собственнике, наличии обременения нотариус запрашивает самостоятельно в Едином государственном реестре недвижимости.

Бывают, конечно, и исключения. Это те случаи, когда права на объект недвижимости возникли до создания единого реестра (январь 1998 года). Тогда, собираясь к нотариусу, необходимо будет взять с собой документ, подтверждающий возникновение права собственности на объект сделки.

Чтобы  удостоверить любые разрешенные законом сделки, в том числе сделок с недвижимостью, нотариус будет проверять стороны сделки на дееспособность и правоспособность. В Едином государственном реестре недвижимости будет запрашиваться информация о наличии (отсутствии) решения суда о признании заявителя недееспособным или ограниченно дееспособным.

Теперь значительный объем информации нотариус получает путем запроса через Единую информационную систему нотариата, которая подключена к системе электронного межведомственного обмена данными.

В таком случае нотариусы оперативно взаимодействуют с Росреестром, МВД, ФНС, кредитными организациями и рядом других структур. Сегодня в Госдуме обсуждается законопроект, дающий нотариусам право доступа в единую базу данных ЗАГС, которая должна появиться в будущем году.

Таким образом, клиентам нотариальных контор не приходится обращаться в различные инстанции и собирать множество справок и подтверждений.

Государство обеспечит единую правоприменительную практику для всех нотариусов

Президент Федеральной нотариальной палаты Константин Корсик считает, что прежде всего регламент направлен на защиту прав граждан. Такой четкий порядок, по его мнению, позволит обеспечить единую правоприменительную практику для всех нотариусов страны.

При нарушении регламента (например, при запросе не заявленных в нем сведений в рамках того или иного нотариального действия) нотариусу грозит дисциплинарное наказание.

Но главное в том, что  введение регламента, по мнению Константина Корсика, снижает риск оспаривания нотариальных действий. Гражданин, выбирая нотариальную форму, получает стопроцентное доказательство его добросовестности и законности совершенного им юридического действия.

Теперь посторонним людям будет гораздо сложнее отменить какую-то сделку через суд. Ведь если нотариус проверил, значит, все было сделано правильно.

Понятно, что появление в нотариальном делопроизводстве строгих правил в отношении объема запрашиваемой информации не отменяет обязанности нотариуса по тщательной проверке всех документов.

Так что, если возникнут сомнения в подлинности бумаг, нотариус вправе сделать дополнительный запрос, например, в правоохранительные органы.

Также регламент устанавливает сразу пять различных способов внесения и сохранения сведений нотариусом. Нотариус вправе выбрать один или несколько вариантов фиксирования информации.

Важно отметить, что с 1 января будущего года данные обо всех нотариальных действиях будут вноситься в соответствующие реестры Единой информационной системы.

Эксперты отмечают, что тарифы на нотариальное удостоверение сделок с недвижимостью за последние годы снижены более чем в три раза. К примеру, стоимость удостоверения сделки купли-продажи квартиры между посторонними людьми ценой в 10 миллионов рублей два года назад составила бы 75 000 руб.

На сегодня, например, стоимость такой сделки составляет 25 000 руб. Для сделок, которые подлежат обязательному нотариальному удостоверению, а на сегодняшний день это все сделки с долями недвижимости, тариф установлен Налоговым кодексом и составляет 0,5 процента от стоимости недвижимости.

Справка

По данным Министерства юстиции России, за 2016 год было удостоверено нотариусами 650 тысяч сделок с недвижимостью.

Материалы по теме "Законодательство"

Рекомендуем

Загрузка...