Дети в интернете: помочь не заблудиться в сети

3228
10 минут
Дети в интернете: помочь не заблудиться в сети

Фонд Развития Интернет предупреждает об опасностях, которые подстерегают молодое поколение. 

По степени освоения интернет-пространства, по данным Фонда, наше молодое поколение сегодня на уровне самых развитых стран, а по ряду показателей мы их даже опережаем. В первую очередь по той высокой активности, которую молодые люди проявляют в интернете: треть детей (32 процента) проводят в интернете восемь часов в день, причем бесконтрольно. Хорошо это или плохо? 

Интернет – это масса возможностей 

«Интернет – это масса возможностей, и наши дети не отстают от взрослых в желании их осваивать. Но в этой ситуации важно понимать, что за то короткое время, которое принесло человечеству погружение в виртуальное пространство, культура эффективного и безопасного пользования интернетом еще не могла сложиться», – рассказала журналистам директор Фонда Развития Интернет, профессор кафедры психологии личности факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова Галина Солдатова. 

Первые исследования Фонда говорят, что в 2010 году возрастом интернет-инициации в России считались десять лет, а в Европе – девять. Повторное исследование, проведенное  в 2013 году, показало, что у нас дети начинали пользоваться интернетом уже в восемь-девять лет. А сегодня с интернетом дети знакомятся с шести – семи лет. Редкий первоклассник приходит в школу, не зная, что такое телефон с интернетом, смартфон или планшет. 

Более того, как уверяет Галина Солдатова, и этот возраст – не предел. У наших детей точно такое же хаотичное и активное пользование интернетом, как в странах Европы. 

С какого возраста ребенка можно погружать в «цифру»? 

Ребенка нужно сразу воспитывать так, чтобы он воспринимал любое электронное устройство как инструмент для выполнения различных задач и особенно им не увлекался. Гаджеты не должны входить в систему поощрения и наказания в воспитании. 

Психологи советуют до трех лет ребенка максимально ограждать от любых цифровых устройств. Если вы хотите что-то ему показать, то только из своих рук или вместе с ним. Желательно заниматься этим не более 10–15 минут в день.

 Важно, чтобы в ребенке вплоть до этого возраста развивалось заложенное в нем человеческое начало, потому что техногенная составляющая сегодня пронизывает все наше бытие и так или иначе ему все равно предстоит окунуться в цифровой мир. Хотим мы того или не хотим. 

Почему для детей общение в сетях стоит на первом месте? 

Отказаться от гаджетов и интернета в современном мире практически невозможно, но главное, чтобы ребенок не становился их пленником. Для взрослых интернет в первую очередь – источник информации, во вторую – общения, да и то в основном для тех, у кого дефицит общения в реальной жизни. 

Для детей общение в сетях стоит на первом месте просто в силу психологического развития личности, в этом возрасте именно оно главное, что интересует ребенка. Именно через общение формируется его идентичность. Социальные сети в этом плане предоставляют совершенно неисчерпаемый источник возможностей. 

Как дети приходят в соцсети 

Исследователи интернета затрудняются сказать, когда именно дети приходят в соцсети. Например, в Facebook декларируется минимальный возраст регистрации – 14 лет, ВКонтакте нет четких указаний по этой части. В то же время точно определить возраст пользователя при его регистрации в социальной сети пока нет возможности.

Когда в прошлом году исследователи из Фонда Развития Интернет пытались разобраться, сколько подростков от 13 лет сегодня находится в социальных сетях, то оказалось, что их там больше, чем вообще детей школьного возраста! А значит много фейковых аккаунтов. 

Многие дети завышают свой возраст. Бывает, что родители заводят аккаунт своему ребенку уже в четвертом–пятом классе, при этом, естественно, указывается более старший возраст. 

Заводить аккаунт ребенку нужно не раньше 13–14 лет 

Лучше всего, если родители будут стоять у истоков и находиться в статусе «друзей» с самого начала. Практика показывает: если в «друзьях» есть родители, сама информационная лента ребенка оказывается чище и лучше. Но если вы захотите постучаться в аккаунт своего ребенка в старших классах, может быть уже поздно – он просто не пустит вас.

Психологи советуют заводить аккаунт детям не раньше 13–14 лет. При этом ребенку нужно объяснить правила общения в сети, рассказать, как лучше себя подать. Ведь любой аккаунт – это самопрезентация, и дети очень часто понятия не имеют, как это делается 

«Надо помнить, что аккаунт в сети сегодня – это часть образа современного подростка, – считает профессор кафедры психологии личности факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова Галина Солдатова. – Рано или поздно он заведет его сам с телефона, ему помогут друзья в школе, еще кто-нибудь. Поэтому лучше сделать это официально, постаравшись максимально оттянуть этот момент. Но совсем запрещать не стоит». 

Кто попадает в диапазон Данбара? 

Ученые установили, что благодаря социальным сетям каждый второй юный пользователь интернета уже попадает в диапазон Данбара – количество социальных связей, которые может поддерживать среднестатистический человек. Получается, у него более 100 друзей, которых он, в принципе, неплохо знает и с которыми как-то взаимодействует. 

В среднем взрослый человек способен поддерживать связи в диапазоне от 120 до 230 людей. Сюда входят как родственники, так и дальние знакомые, с которыми он каким-то образом пересекается хотя бы дважды в год. 

Есть, конечно, некоторые уникумы, которые способны расширять такой круг до 500 и даже до 1000 человек. Но это именно исключения, люди определенного типа, постоянно открытые общению. 

Исследователи виртуального пространства установили, что благодаря социальным сетям каждый второй юный пользователь интернета уже попадает в диапазон Данбара. Получается, у него более 100 друзей, которых он, в принципе, неплохо знает и с которыми как-то взаимодействует. 

Ученые пока не могут сказать, к чему именно приведет такая преждевременная социальная активность. Все-таки личность должна развиваться поступательно. А подобные процессы не соотносятся с прежними нормами – теми, на которые ориентируются психологи.

Но, возможно, именно эти нормы нам придется через какое-то время пересматривать, потому что нельзя не учитывать то, что современные дети все больше и больше времени проводят в интернете. 

Сколько подросток может сидеть в сети?

 Мобильный интернет наиболее бесконтрольный, дети могут находиться в сети до бесконечности. Сейчас много говорят об интернет-зависимости, даже выделяют зависимость от социальных сетей как вид этой зависимости. 

Родителям надо всегда помнить, что социальные сети, и, конечно, видеоигры с использованием интернета могут сформировать патологические привязанности ребенка. Поэтому стоит максимально оттягивать приобщение к ним детей и очень внимательно контролировать, сколько вообще ребенок проводит времени в интернете. 

Время непрерывного использования компьютера необходимо ограничить 

Если опираться на нормы СанПиН, связанные с процессом обучения, то у старшеклассников время непрерывного использования компьютера – 35 минут, у учеников первых-вторых классов – не более 20 минут. 

Но тут имеется в виду однократный подход, а в реальной жизни подросток обращается к сети много раз в разных ситуациях. Из-за большой нагрузки детей в школах домашнее использование компьютера для «своих дел» стоит ограничить до часу времени даже для старшеклассников. 

В целом же интернет дает колоссальные возможности, это потрясающий инструмент, и мы не должны лишать ребенка шанса им пользоваться, с тем условием, что он знает, как это делать. 

Дети не всегда понимают, какие опасности подстерегают их в сети 

При этом помните, что риски столкновения с чем-то опасным растут пропорционально времени нахождения ребенка в интернете. Поэтому нужно объяснить ему важнейшие вещи, связанные с персональными данными: как только человек создает свою страничку в интернете, его жизнь сильно меняется с точки зрения безопасности. Наши дети не всегда это понимают. 

Что нужно объяснить ребенку при первом его погружении в интернет 

Подросток должен знать, что интернет собирает все наши цифровые следы и при желании в нем можно найти все, что он там будет делать. А с другой стороны, ему следует объяснить, что и он сам может оказаться в неприятной ситуации, распространяя о себе лишнюю информацию. 

По данным Фонда Развития Интеренет, каждый второй ребенок в российском интернете оказывается в группе риска, и связано это с ненадлежащим использованием персональных данных. 

Ребенок может передать незнакомцам свои персональные данные, поделиться номером кредитки мамы, может сфотографировать квартиру, сообщить адрес, показать интерьер и ценные вещи, рассказать, что семья уезжает в отпуск, и т. д. 

Нужна очень серьезная кооперация всей семьи, чтобы уяснить: все, что мы выкладываем в интернет, становится достоянием огромного круга людей, которые далеко не всегда дружелюбно настроены. 

«Незнакомый друг» желает познакомиться 

Исследования показывают, что среди людей, которые заходят на страничку ребенка, каждый второй – это человек, которого он никогда в своей жизни не видел. На факультете психологии МГУ изучают новый феномен под названием «незнакомый друг». Это очень большой риск, потому что за каждым из незнакомцев может стоять кто угодно. 

Наши дети точно так же совершенно отчаянно и бесстрашно встречаются с незнакомцами из соцсетей. Они назначают свидания, ходят по указанным адресам и т. д. Возможно, за дверью их ждет друг на всю жизнь, но с тем же успехом там может оказаться и педофил. Об этом с детьми просто необходимо говорить. Важно, чтобы они ценили приватность своего пространства в интернете точно так же, как ценят приватность своего личного пространства дома 

Дети поколения Z 

Каждое поколение более или менее отличается от предыдущего. Но именно дети, которые родились в начале третьего тысячелетия и которых мы называем поколением Z, в этом смысле абсолютно уникальны, потому что на их развитие с самых ранних лет влияет такой мощный инструмент, как цифровая реальность. 

Треть детей проводит в интернете больше времени, чем в школе. И если мы уверены, что школа непосредственно воздействует на развитие личности ребенка, то почему мы сбрасываем со счетов интернет? 

Это уже не просто технология, это новая среда обитания и источник развития ребенка. Конечно, такая ситуация влияет на формирование личности ребенка, на его взаимоотношения с окружающим миром, на его культурные практики. 

Интернет меняет механизм запоминания 

Сегодня доказано, что интернет меняет механизм запоминания. Мы все меньше полагаемся на собственную память и все больше перекладываем ответственность за запоминание нужных вещей на интернет. 

Мы создаем огромное количество виртуальных закладок с интересной информацией, к которой, как правило, уже не возвращаемся. У нас в принципе исчезает установка запомнить и осмыслить то, что нам показалось с первого раза интересным. 

И если взрослые попали под влияние этого процесса (он называется транзактивной памятью) не так давно, то ребенок рождается в ситуации, когда у него всегда под рукой есть потрясающий инструмент, который содержит все накопленное человечеством знание, с помощью которого можно быстро что-то нагуглить и применить. И ему нет нужды что-то при этом запоминать! 

Значит ли это, что дети глупеют от интернета, что они ничего не могут запомнить? Скорее всего нет, просто у них память работает по-другому, и мы должны знать, как именно, чтобы понимать, как нам учить современных детей. 

Клиповое мышление и клиповое восприятие 

Другая особенность– это клиповое мышление и клиповое восприятие, постоянная потребность в смене картинки. Нужно понимать, что оно сформировалось с того момента, как мы стали щелкать переключателем телевизора. 

Дети, которые выросли в условиях информационного цунами, сегодня благодаря такому способу мышления вырабатывают защитный психологический механизм, который позволяет им глубоко не погружаться в то, что они видят, отфильтровывать ненужную информацию, быстро переходя с одной темы на другую. 

В 2001-м году, когда был изобретен первый смартфон, для человечества наступила новая эра. Поколение, чье рождение совпало с этим событием, живет в совершенно ином мире, который сегодня называют «интернетом вещей». 

Мир нейронета наступит уже лет через 25 лет 

Возможно, через некоторое время те изменения, которые сегодня нас тревожат в наших детях, окажутся залогом успеха в мире будущего – в мире нейронета. Последний, по предсказаниям футурологов, наступит уже лет через 25. А это совсем близко, ведь сегодняшним первоклассникам будет всего лишь чуть больше 30 лет.

Материалы по теме "Развитие личности"

Рекомендуем

Загрузка...